На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Игорь Дмитриевич Бельский

Разносторонне проявилось яркое дарование Бельского. Широтой творческих исканий отмечена его исполнительская и балетмейстерская деятельность. Окончив в 1943 г. Ленинградское хореографическое училище по классу А. В. Лопухова, Бельский вскоре стал ведущим характерным танцовщиком Театра имени Кирова. Исполняя большинство характерных танцев в классических и советских спектаклях, Бельский умел передать тончайшие оттенки стиля, национального колорита венгерских, польских, испанских, цыганских танцев. Все было пронизано самобытной творческой индивидуальностью артиста. В огненном, порывистом танце Бельского бушевала страсть, темперамент. Танцевал он в экспрессивной, волевой манере.

Артистическое дарование Бельского позволило ему выступать как в танцевальных, так и в пантомимных партиях. С наибольшей полнотой индивидуальность его проявилась в партиях, в которых он мог раскрыть характер своих героев. Среди лучших его работ — Половчанин («Половецкие пляски»), Нурали («Бахчисарайский фонтан»), Афинский шут («Спартак»), Эспада («Дон Кихот»), Северьян («Каменный цветок»), значительнейшей среди них стала партия Шурале в одноименном балете. Владыка леса в исполнении Бельского отталкивающе страшен, грозен.

Балетмейстерская деятельность народного артиста РСФСР Бельского отмечена подлинными художественными открытиями. Образные обобщения его балетов поднимаются до поэтической символики. Бельский экспериментирует в самой сложной для танца сфере — современной. Острота конфликтов, контрастное построение действия, гражданский пафос определяют его балеты «Берег надежды» (1959), «Ленинградская симфония» (1961), «Конек-Горбунок» (1963), «Одиннадцатая симфония» (1966).

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →