На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Роберт Иосифович Гербек

Заслуженный артист республики P. И. Гербек принадлежит к числу выдающихся советских танцовщиков, утвердивших новаторскую роль характерного танца. Начав творческий путь в 1930 г. на сцене Театра имени Кирова, Гербек за 30 лет артистической деятельности во многом обновил выразительные средства характерного танца.

Исполнитель различных народных танцев, актер в коротком эпизоде создавал правдивый образ, раскрывал его национальное своеобразие характера. Особенно удавались ему испанские танцы. Выступал ли он в салонном испанском танце в «Лебедином озере» или в бравурном Панадеросе из «Раймонды», танцевал ли темпераментного Эспаду в «Дон Кихоте», Гербек неизменно покорял благородной манерой исполнения, горделивой грацией, острым и четким ритмом, строгой красотой пластического рисунка. Тонко чувствуя стиль произведения, в каждый балет он вносил новые краски, иные оттенки.

Поиски образной выразительности определили творческий путь танцовщика. Стремление к созданию законченных характеров привело к появлению в его репертуаре таких партий, как Керим в «Партизанских днях», Заал в «Сердце гор», Нурали, Абдерахман, Ли Шан-фу, Шурале. Наряду с танцевальными, в его репертуаре ряд пантомимных партий — Гирей в «Бахчисарайском фонтане», Клод Фролло в «Эсмеральде», Красс в «Спартаке», Герт в «Тропою грома». Выдающийся успех принесло Гербеку исполнение роли Тибальда в «Ромео и Джульетте». Актер создал образ большой психологической глубины, шекспировского размаха.

Творческие искания Гербека не ограничиваются сценой Кировского театра. С 1947 г. он руководит организованным им Ансамблем классического танца, который во многих городах страны показывал балеты «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан».

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →