На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Семён Соломонович Каплан

Лауреат Государственной премии, заслуженный артист РСФСР С. С. Каплан принадлежит к первому отряду мастеров советского балета. В 1930 г. он окончил Ленинградское хореографическое училище и был принят в труппу Театра имени Кирова. В том же году состоялось его выступление в «Красном маке»: партия Феникса положила начало большому количеству ролей актера в балетах советских композиторов. Каплан — участник почти всех постановок новых балетов, осуществленных в 30—40-е гг. Он исполнял центральные партии в балетах «Ледяная дева» (Птица), «Золотой век» (Спортсмен), «Пламя Парижа» (Марселец), «Бахчисарайский фонтан» (Вацлав), «Сердце гор» (Джарджи), «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Тарас Бульба» (Андрий), «Гаянэ» (Армен), «Татьяна» (Андрей), «Весенняя сказка» (Добрый молодец)...

Сильный, эмоциональный танцовщик-актер, он с успехом реализовал замыслы балетмейстеров Лавровского, Лопухова, Захарова, Чабукиани, Вайнонена, Сергеева и других, создавая на сцене интересные хореографические образы.

Ведущий солист балетной труппы, владеющий в совершенстве сложнейшей техникой танца, Каплан исполнял главные партии в классических балетах — Дезире в «Спящей красавице», Принца в «Щелкунчике» и «Лебедином озере», Солора в «Баядерке», Базиля в «Дон Кихоте», Абдерахмана в «Раймонде». Исполнительское мастерство артиста отличалось динамикой, легкостью и высотой прыжка, четкостью движений, сценическим обаянием. Каплан ведет педагогическую деятельность в Хореографическом училище имени Вагановой.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →