На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Ольга Петровна Мунгалова

Ученица А. Я. Вагановой, Мунгалова окончила Хореографическое училище в 1923 г. и тогда же была принята в труппу Театра оперы и балета. Очень скоро она стала одной из ведущих солисток. Молодой танцовщице поручают такие сложные партии, как Мирта в «Жизели», Царица вод в «Коньке-Горбунке», феи Бриллиантов в «Спящей красавице». Впоследствии в списке ролей Мунгаловой появляются Тао Хоа («Красный мак»), Мария («Бахчисарайский фонтан»), Хасинта («Лауренсия») и др.

Подлинным достижением актрисы, вошедшим в историю балетного театра, явилась исполненная ею заглавная партия в экспериментальном балете «Ледяная дева», поставленном в 1927 г. народным артистом РСФСР Ф. Лопуховым. Творческим устремлениям Мунгаловой были близки оригинальные, новаторские замыслы Лопухова, и результат содружества балерины и балетмейстера оказался плодотворным. Актерской индивидуальности Мунгаловой были свойственны классическая академическая манера танца и ивное тиготение к характерному и акробатическому танцу, что наиболее ярко имело возможность соединиться в «Ледяной деве».

«...Возьмем, к примеру, Ольгу Мунгалову. Вместе с П. Гусевым она начала свою творческую биографию с танца египетских акробатов в опере «Юдифь». Не случайно этот номер был поставлен мною как танцевально-акробатический. У Гусева и особенно у Мунгаловой для этого были исключительные данные. Недаром Гусева прозвали впоследствии «король поддержки». Что же касается Мунгаловой, то она обладала фигурой, созданной для акробатических поддержек и поз... Собранность, аккуратность, чувство позы, несколько суховатой, но всегда чеканной по своей пластике, большой прыжок и красивые по форме ноги выделяли Мунгалову среди других танцовщиц» (Ф. В. Лопухов).

«...Выше всяких похвал — искусство Мунгаловой (Сольвейг), удачно сочетавшей эмоциональную выразительность, классическую строгость танца и изощренную акробатическую тренировку...» (И. Соллертинский).

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →