На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Галина Сергеевна Уланова

Среди первых лауреатов Ленинской премии — величайшая балерина нашего времени, народная артистка Советского Союза Г. С. Уланова. Высокой наградой актрисы гордится наш город по особому праву: Уланова выросла в Ленинграде, здесь в 1928 году она окончила Хореографическое училище по классу А. Я. Вагановой, здесь 13 лет танцевала на сцене Театра имени Кирова. В эти годы актриса создала свои лучшие роли — Марию, Одетту, Жизель, Джульетту — работы, ставшие классическими образцами советской хореографии.

Ленинградская школа и ленинградский театр выпестовали редкий талант Улановой, отшлифовали ее искусство. В Большой театр балерина пришла зрелым мастером, прославленной актрисой, завоевавшей всеобщее признание.

«...Почему люди бывают так счастлпвы, увидев Уланову на сцене? Да потому, что перед ними — живое воплощение чистоты, нежности, света, каким только может сиять человеческая душа. И еще потому, что они чувствуют в этом хрупком и прекрасном существе силу, мужество и суровость, способные защитить этот свой внутренний свет, свою любовь и надежду. Уходя с ее спектакля, хочется быть лучше, выше и чище. Величие Улановой именно в этом сочетании красоты танца с возвышающим этическим началом. Уланова прекрасно чувствует условную природу балетного искусства и никогда не противоречит ей. Но эта условность не мешает ей жить на сцене всей глубиной человеческих чувств, потому что она, как никто другой, умеет обобщать конкретное, поэтизировать жизненное, возвышать реальное...

Жизнь актера — это прежде всего образы, воплощенные им на сцене. В них раскрывается все самое глубокое и сокровенное, что есть в его душе. Имя Улановой неразрывно связано с ее Лебедем, Жизелью, Джульеттой...» (Б. Львов-Анохин).

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →