На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Дирижёры Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Дирижерская группа театра в первые годы Великой Октябрьской социалистической революции состояла из Э. Купера, А. Коутса. Г. Фительберга, Н. Малько, А. Хессина, Д. Похитонова. Главным дирижером балета был Р. Дриго.

Выделяя из дирижерской группы тех лет Купера, Коутса, Малько, Фительберга, Дриго, историк театра пишет: «Это были передовые музыканты с широким кругозором, обширным и разносторонним музыкальным опытом, яркими исполнительскими индивидуальностями. Каждый из них вносил в спектакль присущие ему творческие особенности: Купер — горячую импульсивность и героическое волевое начало, Коутс — одухотворенность и артистизм, Малько — исключительную организованность музыкально-исполнительского процесса, Фительберг — тонкую интеллектуальность, Дриго — поэтичность и мягкий лиризм». (В. Богданов-Березовский. Ленинградский государственный академический ордена Ленина театр оперы и балета имени С. М. Кирова. «Искусство», Л., 1959, стр. 40.)

Из названных дирижеров ведущая роль безусловно принадлежала Куперу и Коутсу. В значительной мере именно их усилиями театр сумел сохранить художественные традиции в сложное время революции, когда из бывшего императорского он превращался в советский и проходил период коренной реорганизации.

Эмиль Купер (1877—1960) был не только талантливым дирижером, но и превосходным организатором. В 1919 году он состоял членом дирекции театра, заведовал музыкальной его частью, был одним из основателей Петроградской (Ленинградской) филармонии, профессором консерватории.

Прославившись как симфонический дирижер, Купер отличался тем, что и в оперный оркестр переносил симфонические методы. Он шел по пути симфонизации оперного действия, заставлял и сцену подчиняться логике симфонического развития. Оркестр под его управлением становился мощным фактором, направлявшим и создававшим «лицо» спектакля. Не случайно в исполнении Купера особенно впечатляющими становились оперные произведения, имевшие развитую симфоническую драматургию — вагнеровские оперы, «Пиковая дама» Чайковского и др. Огромная воля, мужественный темперамент и горячая эмоциональность дирижера поднимали вагнеровские спектакли на уровень высокой трагедии. Не менее впечатляющим было воздействие оперного шедевра Чайковского, раскрываемого как глубочайшая психологическая драма.

Купер проработал в театре с 1918 по 1923 год. Под его руководством были осуществлены постановки опер Римского-Корсакова («Псковитянка», «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане»), Чайковского («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама»), Вагнера («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Валькирия», «Зигфрид»).

Альберт Коутс являлся достойным «соратником» Купера, но его индивидуальность была иная. Он добивался изумительной красочности оркестра, находил тонкие лирические нюансы, с тем большей яркостью оттенявшие драматические эпизоды. В его интерпретации оперы Римского-Корсакова — «Сказка о царе Салтане», «Китеж» представляли собой непревзойденные шедевры дирижерского искусства. Подобно Куперу он также добивался симфонической цельности развития действия, но его «симфонизм» был иным, скорее «картинным». Вместе с тем в этой «картинности» он умел избегать статики и действие развертывалось как цельное красочное полотно.

Коутс работал в театре с 1910 по 1919 год, здесь он начинал дирижерскую карьеру. Это с ним Шаляпин в 1911 году блистательно поставит «Хованщину» Мусоргского, про которую известный русский музыкальный критик В. Каратыгин писал: «Главными участниками спектакля являются, конечно, оркестр, руководимый талантливым Коутсом, и — центральная фигура всего представления — Шаляпин... Это он присоветовал таинственные паузы оркестра во многих местах партитуры...» (Цит. по кн. «Федор Иванович Шаляпин», том I. «Искусство», М., 1957, стр. 783.)

Коутс и Похитонов были основными дирижерами спектаклей, в которых выступал Шаляпин. В день I годовщины Октября, 8 ноября 1918 года, Коутс дирижировал «Борисом Годуновым», роль которого исполнял великий русский певец. С Коутсом в качестве дирижера осуществлены и некоторые премьеры новых опер, в частности «Соловей» И. Стравинского (30 мая 1919 г.— последняя работа Коутса).

После революции Коутс проработал в театре недолго, покинув Советский Союз в 1919 году. Однако в качестве гастролера еще трижды дирижировал здесь: первый раз в 1926/27 г. операми «Борис Годунов», «Снегурочка», «Хованщина», «Сказка о царе Салтане». Под его руководством был возобновлен тогда же «Китеж» Римского-Корсакова и состоялась премьера «Бал-маскарада» Верди (25 марта 1927 г.).

Его работа над «Китежем» была столь блистательна, что эта премьера стала выдающимся событием в музыкальной жизни Ленинграда середины 20-х годов. Вторично он приезжал в 1931 году и третий — в 1937, заставив вспомнить свои лучшие качества в красочной «Сказке о царе Салтане».

Л. Н. Раабен. «Дирижеры», 1967 год

← в начало | продолжение →

Оркестр

История симфонического оркестра неразрывно связана со всей двухсотлетней историей театра, с именами великих русских музыкантов.

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →