На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Павел Захарович Андреев

Павел Андреев — Вильгельм Телль, «Вильгельм Телль» Дж. Россини Первые десятилетия истории советского оперного театра неразрывно связаны с творчеством народного артиста СССР П. 3. Андреева. Закончив в 1903 г. Петербургскую консерваторию, он по предложению Э. Направника дебютировал в партии Демона, а в 1909 г. принят в труппу Мариинского театра. К этому времени он уже был достаточно опытным певцом и вскоре занял ведущее положение в столичном театре. Звучный, красивого тембра бас-баритон Андреева отличался широким диапазоном и необыкновенной выразительностью.

Созданные Андреевым образы Руслана и князя Игоря, Бориса Годунова и Олоферна, Грязного и Эскамильо вошли в историю театра как образцы высших достижений русской оперной культуры. Превосходные вокальные данные, богатырская фигура, высокий вкус подлинного художника и школа, которую певец прошел в творческом общении с корифеями русского музыкального театра, определили ту величавую простоту и эпическую объемность партий, в которых Андреев с успехом выступал на протяжении четырех десятилетий.

Много раз Андреев становился первым интерпретатором ролей в операх, не имевших до этого широкой популярности. В 1911 г. он первым на петербургской сцене исполнил партию Шакловитого; в 1913 и 1914 гг. во время гастролей Русской оперы в Париже и Лондоне повторил ее и спел ряд других. Одна из ярких удач артиста — партия Петра I в опере «Царь-плотник», которую Андреев исполнял в первой постановке на Мариинской сцене, а позднее в спектакле 1919 г. Вильгельм Телль, Кочубей и другие героические образы созданы певцом.

В творческой палитре Андреева были не только героические интонации и эпический масштаб, но характерность и светлый юмор. Высокая вокальная культура, которой обладал Андреев, помогала ему сохранить на протяжении долгих лет свежесть выразительности и яркость драматизма.

Хранитель лучших традиций музыкального театра, Андреев был в числе первых мастеров русской оперной культуры, кто активно помогал строительству молодого советского театра, кто ни на шаг не отставал от задач современности.

С. М. Вольфсон. «Мастера оперы», 1967 год

На фото: Павел Андреев — Вильгельм Телль, «Вильгельм Телль» Дж. Россини

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →