На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Иван Васильевич Ершов

Иван Ершов — Гришка Кутерьма, «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова Творческая деятельность великого певца народного артиста СССР Ершова началась в 1895 г. в Мариинском театре и до 1929 г. была неразрывно связана с оперной сценой этого театра. Здесь он создал более 50 ролей. К числу наивысших достижений Ершова относятся партии Финна, Садко, Гришки Кутерьмы; в операх Вагнера — Тангейзера, Лоэнгрина, Тристана, Зигфрида; в советском репертуаре — Хлопуши («Орлиный бунт» Пащенко), Труффальдино («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева).

«Для многих Иван Васильевич Ершов — былина о знаменательном этапе в жизни бывшего Мариинского театра, для иных — колоссальный творческий труд неистового актера, чье имя овеяно прекрасной легендой» (С. Лемешев).

«Иван Васильевич Ершов был Шаляпиным среди теноров. Как и Шаляпин, он сочетал в себе все элементы, необходимые для творчества первоклассного оперного артиста: сильный, могучий голос большого диапазона, исключительную чуткость к музыке, громадный темперамент (Д. Похитонов).

«...По отношению к его Тангейзеру, Тристану, Логе, Зигмунду и двум Зигфридам он соперников не имел. Если бы Ершов за всю свою жизнь не исполнил ничего, кроме этих шести ролей, и то он заслужил бы право на бессмертие, ибо тут он явил совершенно исключительный блеск таланта, достиг таких вершин художественного творчества, до каких поднимаются только редкие избранники искусства. Благодаря ему оперы Вагнера приобрели, наконец, свой настоящий ансамбль, которого раньше им так не хватало. Дело тут, в сущности, не просто в певце, как таковом, даже в совершенстве распоряжающемся своим голосовым материалом. Дело в гораздо большем: в певце-актере, и притом чисто трагического масштаба» (Э. Старк).

«Воздействие времени сказалось на трактовке отдельных партий. В творчестве Ершова появились новые тенденции. Он пересмотрел трактовку даже лучших, наиболее совершенных своих ролей. В «Зигфриде» еще более властным становится выявление мужественно-героического начала; в партии Гришки Кутерьмы углубляется психологический рисунок. Репертуар Ершова пополняется новыми партиями. Высочайшим достижением певца и актера было исполнение партии Кащея Бессмертного и мудрого волшебника Финна. Оперу Римского-Корсакова Ершов ставил сам, добиваясь единства сценических и музыкальных элементов. Созданный им образ жестокого убийцы всего живого приобретал глубокий социально-философский смысл» (А. Гозенпуд).

«Партия Хлопуши из «Орлиного бунта» была первой советской оперной партией в репертуаре Ершова. Не только мастерски исполнив, но, в сущности, создав эту партию, вскрыв идейное содержание образа, едва только намеченное композитором, народный артист как бы завещал этим молодой нарождающейся советской оперной культуре свой «наказ» — установления, сохранения и развития самой действенной связи между исполнителем и автором в ответственном деле создания новой советской оперы» (В. Богданов-Березовский).

С. М. Вольфсон. «Мастера оперы», 1967 год

На фото: Иван Ершов — Гришка Кутерьма, «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →