На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Валентина Константиновна Павловская

В 20-е годы оперная труппа Театра оперы и балета пополнилась молодыми талантливыми вокалистами. В их числе была и В. К. Павловская. Одаренная вокалистка в 1915 г. окончила Петербургскую консерваторию, несколько лет работала в театрах разных городов страны, а в 1924 г. дебютировала на ленинградской академической сцене. Павловская участвовала в первых экспериментальных спектаклях советской оперной режиссуры. Она пела партию Греты в опере Шрекера «Дальний звон», Монны Лизы — в одноименной опере Шиллингса, была первой в Советском Союзе исполнительницей партии Саломеи в опере Р. Штрауса, исполняла партии Фаты Морганы в спектакле «Любовь к трем апельсинам», Мари в опере А. Берга «Воццек». Критики, рецензируя эти, во многом спорные постановки, единодушно отмечали интересное вокальное и актерское решение певицей исполняемых партий. Павловская обладала сильным и выразительным лирико-драматическим сопрано, что особенно ярко проявлялось в операх классического репертуара — «Гугенотах», «Гибели богов», «Бал-маскараде», «Мазепе», в которых певица исполняла ведущие партии.

В 1939 г. большая и плодотворная работа актрисы была отмечена присвоением ей почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

«Экспрессивность пения, то есть повышенная мера выразительности в передаче самых разнообразных чувств, составляла одну из преобладающих черт исполнительского стиля Павловской. И эта черта не только сочеталась у нее со вдумчивым вниканием в психологический строй, социальную сущность, национальный дух изображаемых персонажей, но была прямо производной от того и другого. «Сначала правда образа, потом красота пения как средство выявления этой правды»,— так можно было бы сформулировать актерско-творческий метод Павловской...» (В. Богданов-Березовский).

С. М. Вольфсон. «Мастера оперы», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →