На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Кипрас Ионасович Петраускас

(Киприан Иванович Пиотровский)

Кипрас Петраускас... Народный артист СССР, профессор Вильнюсской консерватории, один из зачинателей литовского оперного театра. Творческий путь этого выдающегося мастера начался на сцене Мариинского театра.

Начальное музыкальное образование Петраускас получил под руководством своего брата Микаса Петраускаса, основоположника литовской национальной оперы. В 1906 г. состоялось первое выступление Петраускаса в опере «Бируте», а на следующий год молодой певец уезжает в Петербург и поступает в консерваторию. В студенческие годы способный вокалист выступает в консерваторских спектаклях, в концертах Зилоти и Шереметьева, руководит литовским хором в Петербурге. В 1912 г. Петраускас становится солистом Мариинского театра. К этому же времени относится знакомство певца с Шаляпиным. Большая дружба двух замечательных актеров продолжалась многие годы. Вместе с Шаляпиным Петраускас пел в «Борисе Годунове», «Фаусте», «Лакме», «Севильском цирюльнике», «Моцарте и Сальери». «Работа с Шаляпиным была моя вторая, практическая школа»,— вспоминает артист.

Петраускас обладал легким, очень подвижным голосом, лирико-драматическим тенором красивого тембра. Манера пения отличалась большой задушевностью и лиризмом. Тонкая музыкальность сочеталась с незаурядным драматическим дарованием. На сцене Мариинского театра Петраускас пел восемь лет. В 1920 г. он уезжает в Литву, и дальнейший творческий путь замечательного певца связан с литовской музыкальной культурой.

С. М. Вольфсон. «Мастера оперы», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →