На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Гастроли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

В течение только 1966 года Кировский балет побывал на гастролях в Греции, Италии, Англии и Бельгии, не считая поездок солистов И. Колпаковой, К. Федичевой, Ю. Соловьева, В. Семенова, А. Макарова, Э. Минченок в Японию, Индию, Бирму, ФРГ и Австрию с концертными программами. В Греции, Италии, Англии и Бельгии на спектаклях театра побывало около полумиллиона зрителей. Несмотря на то, что выступать приходилось порой на неподготовленных площадках, под открытым небом, на стадионах,— успех превзошел все ожидания.

Необычайный прием встретила в Лондоне «Запорожская Сечь» из балета «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого. После тридцатиминутных оваций пришлось повторить танец, но уже без оркестра, так как оркестранты успели уйти из театра. Под ритмические аплодисменты зала Александр Лившиц вновь исполнил свой сольный номер.

В Италии наша балетная труппа приняла участие в Веронском лирическом фестивале, который регулярно проводится с 1913 года, и завоевала почетный кубок-приз «Лучшего исполнителя» сезона 1966 года.

Совершенно по-особенному отнеслась зарубежная публика к балету «Ленинградская симфония» на музыку I части Седьмой симфонии Д. Шостаковича в постановке И. Бельского. Когда Кировский балет гастролировал в Лондоне в 1961 году, англичане, восторженно приняв классические постановки театра, выразили сожаление, что в программе отсутствуют произведения советских авторов. В самом деле, во время гастрольных поездок репертуар театра был представлен в основном классическими балетами «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».

Впервые балет «Ленинградская симфония» был показан за рубежом, в Соединенных Штатах Америки, в 1961 году. Если в души американцев и закралось недоверие по отношению к советскому балету, то когда опустился занавес «Ленинградской симфонии», все сомнения полностью развеялись.

Один из ведущих американских критиков Джон Мартин опубликовал в газете «Нью-Йорк таймс» следующий отзыв о спектакле: «...Мистер Бельский, вдохновленный испытанием народа, его героизмом, избрал своей темой блокаду Ленинграда... Немудрено, что исполнение этой темы, ставшей священной для жителей этого прекрасного города, явилось чем-то большим, чем простое театральное исполнение. В нем мы увидели дух, уверенность, решимость, которые сделали балет удивительно трогающим душу».

В Лондоне, где «Ленинградская симфония» была показана в 1966 году, то есть спустя пять лет после предыдущего выступления театра в этом городе, балет имел необычайный успех, благодаря которому «Ленинградская симфония» увенчала заключительную программу гастролей. По окончании спектакля артистов вызывали одиннадцать раз. Успех «Ленинградской симфонии» за рубежом — большая и принципиальная победа советского балетного искусства. Комментируя успех балета, главный балетмейстер театра К. Сергеев сказал в беседе с корреспондентом газеты «Ньюс уик»: «Несмотря на установившуюся за нашей труппой репутацию хранителя классики, Кировский балет не является музейным экспонатом. Основная часть нашей работы — создание нового репертуара».

Восторженный прием, который неизменно оказывала публика классическим балетам, подтверждал со всей очевидностью, что Запад признал советских артистов достойными преемниками наследия, оставленного русским дореволюционным искусством. Легенда о «погибшем русском балете» развеялась как дым. Блестящее мастерство советских балерин и танцовщиков, искусство русского балета было вознесено на новую высоту,— это скоро стало бесспорным для всех без исключения.

Успех «Ленинградской симфонии» — это не только признание советской хореографической школы, но в первую очередь торжество новой советской темы на балетной сцене. Это несомненная победа общественно значительного, политически направленного балета, современного в лучшем смысле слова.

Т. В. Буданова. «По родной стране и за рубежом», 1967 год

← в начало | продолжение →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Оркестр

История симфонического оркестра неразрывно связана со всей двухсотлетней историей театра, с именами великих русских музыкантов.

читать дальше →

Режиссёры

Развитие современного оперного искусства невозможно без активного творческого участия режиссера, как интерпретатора произведения, постановщика спектакля, воспитателя актеров и организатора труда всего художественного коллектива.

читать дальше →