На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Балетные спектакли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

До начала войны театр осуществил еще два балетных спектакля: «Тарас Бульба» (1940) и возобновление «Баядерки» (1941).

Несмотря на отсутствие опыта в сочинении столь монументальной партитуры как трехактный балет, В. Соловьев-Седой написал произведение талантливое, изобилующее запоминающимися мелодическими характеристиками. Спектакль был поставлен Ф. Лопуховым с присущей ему культурой, изобретательностью и был близок духу и характеру гоголевской патриотической повести, в музыкальном истолковании которой преобладала лирическая напевность. «Баядерка» же, впервые поставленная в Мариинском театре в 1877 году, обветшала и давно нуждалась в обновлении.

Возобновленный В. Пономаревым, почти точно воспроизводящий постановку М. Петипа, спектакль привлек особенное внимание выступлением Г. Улановой в роли Никии и новым прочтением партии Солора. Трактованная Петипа как мимическая роль, она была заново поставлена В. Чабукиани, придавшим ей яркий, а во многом виртуозный танцевальный характер, соответствующий его творческой индивидуальности. Этот рисунок роли Солора сохранился по сей день и органично вписался в спектакль Петипа.

Было что-то символичное в том, что возобновлением «Баядерки», ровесницы «Лебединого озера», и постановкой «Тараса Бульбы», патриотического балета, написанного молодым композитором, то есть взглядом в прошлое и взглядом в будущее, Театр имени Кирова завершал довоенный период своей истории, почти четверть века служения советской культуре.

В конце августа 1941 года балетная труппа театра дала последние спектакли и покинула родной город. Несмотря на трудности военного времени творческий пульс балетной труппы не ослабевал. Спектакли, концерты в воинских частях, госпиталях, интенсивное участие в работе фронтовых бригад,— все это доставляло огромное удовлетворение.

Еще в Ленинграде начата была работа над балетом А. Хачатуряна «Счастье». В Перми эта работа продолжалась, но уже в новой редакции, подсказанной военными событиями. Использовав музыку «Счастья», композитор на основе нового либретто, сочиненного К. Державиным, написал балет «Гаянэ».

После ряда спектаклей на сюжеты из далекого прошлого («Сердце гор», «Лауренсия», «Ромео и Джульетта», «Тарас Бульба») театр обратился к событиям современности. Перед балетмейстером Н. Анисимовой стояла трудная, новаторская задача. В известной мере она облегчалась наличием музыки исключительной красоты, выразительности и эмоциональности. И это ко многому обязывало.

Балет «Гаянэ» создавался в дни, когда фашисты вторглись в предгорья Кавказа и сюжет балета воспринимался зрительным залом не только как современный, но во многом как злободневный. Это повышало ответственность каждого участника постановки и создавало исключительно дружную, творчески напряженную атмосферу репетиционной работы.

Первая исполнительница заглавной партии — Н. Дудинская (поочередно с ней танцевала А. Шелест) создала сложный образ, в котором сочетались черты героизма, мягкости, самоотверженности и женского обаяния.

В роли Армена выступил К. Сергеев, трактовавший своего героя в реалистических тонах и с национальным «акцентом». На долю Дудинской и Сергеева выпала задача создания многогранных образов, и они добились удачи. На высоком уровне оказалось исполнение Т. Вечесловой и В. Фидлера ролей Нунэ и Карена. Лирика и девичье лукавство, юмор и приветливость засверкали в их дуэте, окрашенном в армянские национальные тона. Этнографическая достоверность мужской пляски «Шолихо», блестяще поставленный дивертисмент танцев народов Советского Союза в последнем акте и кульминационная огневая динамика ставшего особенно популярным благодаря музыке Хачатуряна «Танца с саблями» захватили зрителей и по сей день вызывают бурную реакцию.

Высоко оценивая музыку, мастерство балетмейстера и исполнителей, нельзя обойти молчанием неполноценность драматургии балета, во многом нелогичной, примитивной, снижающей художественный уровень спектакля, которому «так много дано». Новая драматургическая редакция, предпринятая в 1950 году, не улучшила, а ухудшила балет, еще ожидающий полноценного драматургического решения.

Л. А. Энтелис. «Балетные спектакли за полвека», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →