На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Балетные спектакли Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22

И снова дебют. На этот раз И. Бельского, одного из интересных артистов характерного амплуа, запомнившегося в ролях Шурале, Мако («Тропою грома»), Афинского шута («Спартак»), вестника Петра («Тарас Бульба»). Ему доверена была постановка балета «Берег надежды» А. Петрова. В репертуар театра вошел во многом необычный балет на современную тему, более того — на сюжет, ассоциирующийся с захватом команды советского танкера «Туапсе» разведкой одной пз зарубежных стран. Используя некоторые сюжетные ходы реальных событий, драматург Ю. Слонимский написал сценарий, основу которого занимает идея: советский человек ни за какие блага капиталистической «цивилизации» не отречется от своей Родины, не устрашится самых страшных испытаний и найдет путь к родному берегу, берегу надежды.

И. Бельский обратился к пластической лексике, лишенной украшающих деталей, орнаментики, специфических поз классического балета. Его хореографический язык строг и нарочито суховат. В атмосфере действия нет никакой пряности, хотя значительная часть действия проходит в условиях объективно экзотических. Для людей «чужого берега» Бельским нашел своеобразный условный пластический язык: согнутые в колене ноги, движения от пятки, а не от пальцев, полное отсутствие плавности, все отрывисто, необычно. Большую роль в спектакле играют чайки. Они появляются в разных сюжетных коллизиях, они вселяют надежду, встречают, несут благую весть, утешают в горести. И для каждой эмоции, связанной с их появлением, постановщик находит какие-то еле уловимые, но существенные нюансы.

В «Береге надежды» заняты были преимущественно молодые артисты: А. Макаров и А. Грибов (Герой), И. Колпакова и А. Осипенко (Любимая), Г. Иванова (Отчаяние), Т. Удаленкова (Мольба), Т. Легат и Г. Комлева (Потерявшая любимого). «Берег надежды» — спектакль, проникнутый высоким пафосом современности, прославляющий советского человека, его душевную стойкость и красоту.

В том же, 1959 году, балетмейстер Л. Якобсон создал спектакль «Хореографические миниатюры». В творчестве Фокина, Голейзовского миниатюры занимали значительное место. Достаточно вспомнить «Умирающего лебедя», «Прелюд» Шопена, «Вакх» Черепнина, «Романс» Чайковского в постановках Фокина, Прелюдии, Этюды, Поэмы Скрябина в постановке Голейзовского.

Л. Якобсон пошел по пути своих предшественников. За отправной пункт он взял музыку и в результате анализа ее образного, эмоционального содержания создавался литературный сценарий. «Миниатюры» Якобсона можно разделить на несколько групп. Одна из них — жанровые картинки. Довольно банальный по сюжету и обстановке флирт молодой дамы и франта на венской улице; болтовня, сплетни, ссоры кумушек, судя по музыке — на каком-то молдавском рынке; веселая поездка двух дородных девиц на тройке, кокетничанье и поддразнивание молодого кучера, резкий поворот, барахтанье в снегу и т. д.

Другая группа — разные психологические состояния. Полная огня, намеков, обещаний сцена, в которой участвуют испанка и ее кавалеры, каждый из которых старается привлечь внимание красотки; сложный психологический рисунок миниатюры «Встреча» на сюжет рассказа Мопассана «Порт»; не менее сложная композиция «Слепая» на музыку Понса. Особый интерес представляют миниатюры на темы современности. Одна из них — «Два товарища» на музыку В. Цытовича — страницы летописи войны; другая — «Сильнее смерти», поэма о мужестве, презрении к смерти, высокая патетика патриотизма; третья — сатирическая, бичующая как Окна РОСТА Маяковского зарисовка «Подхалим», и т. д. «Миниатюры» Якобсона вошли в репертуар театра и завоевали популярность на концертной эстраде многих городов Советского Союза. Исполнителями «Миниатюр» выступали А. Шелест, И. Колпакова, А. Осипенко, К. Федичева, Н. Дудинская, И. Кургапкина, И. Певзнер, Г. Иванова, К. Сергеев, К. Рассадин, И. Чернышев, Ю. Мальцев, Б. Брегвадзе, А. Миронов, А. Нисневич, В. Ухов, А. Гридин.

Л. А. Энтелис. «Балетные спектакли за полвека», 1967 год

← в начало | продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →