Гастроли Мариинского театра
1917—1967
Давнишняя мечта артистов театра имени Кирова — выехать за границу всем коллективом, показать за рубежом свой полный репертуар — балетный и оперный.
Если Кировский балет знаком публике почти всех стран мира, то об оперной труппе этого пока нельзя сказать, хотя вокально-сценическое мастерство артистов театра за последние годы выросло до уровня международного класса.
Истоки, питающие советское оперное искусство, восходят к таким именам, как Ф. Шаляпин, И. Ершов, П. Андреев, С. Преображенская. И сегодняшние солисты Кировского театра — Р. Баринова, И. Богачева, Г. Ковалева, В. Максимова, К. Словцова, Л. Филатова, В. Атлантов, В. Малышев, В. Морозов, Л. Морозов, И. Новолошников, Б. Штоколов — восприняли все лучшее из наследия своих великих предшественников на Мариинской сцене. Если оперная труппа Кировского театра пока еще не выезжала за рубеж в полном составе, то вот уже много лет не сходят с афиш Международных вокальных конкурсов имена лучших солистов ленинградской оперы.
Международный конкурс имени П. Чайковского... Одно из труднейших творческих состязаний, давшее миру такие имена, как Ван Клиберн и Валерий Климов, Джон Огдон и Борис Гутников. В программу III конкурса впервые были включены вокалисты, и победа досталась молодому ленинградскому певцу Владимиру Атлантову.
Солистка оперы Галина Ковалева в 1961 году стала лауреатом конкурса певцов в Софии, а годом позже завоевала Гран-При на Международном конкурсе вокалистов во Франции (Тулуза). Но участием в конкурсах не ограничиваются гастрольные поездки Г. Ковалевой; она выступает с сольными концертами и участвует в оперных спектаклях во Франции, Чехословакии и Болгарии. С сольными концертами выступал в Финляндии и ГДР Борис Штоколов, в Австрии и Венгрии он пел главные партии в спектаклях «Борис Годунов» и «Фауст».
В этом году Дрезденский оперный театр (ГДР) отмечал свой трехсотлетний юбилей. Со всего мира съехались в Дрезден артисты и деятели искусства, чтобы поздравить славный коллектив, с чьей творческой жизнью связаны имена К. Вебера, Р. Вагнера, Р. Штрауса. В чествовании юбиляра приняли участие прославленные театры Германии — Лейпцигская, Берлинская и Мюнхенская оперы, Штутгартский балет, симфонический оркестр Дрездена. Приглашение участвовать в празднестве оперного искусства получили и артисты Кировской оперы.
Одним из юбилейных спектаклей был «Евгений Онегин» П. Чайковского. У дирижерского пульта стал молодой ленинградский дирижер В. Федотов, а все главные партии оперы прозвучали на русском языке. Татьяну пела О. Глинскайте, Ольгу — И. Богачева, Онегина — Л. Морозов, Ленского — В. Атлантов, Гремина — Б. Штоколов.
Впервые знакомство зарубежной публики с Кировской оперой было столь широким и полным. «Эти выступления явились самыми важными и впечатляющими из всех гастролей юбилейных недель Дрезденской оперы... Артисты не только поют, но и играют, их исполнение захватывающе; до нас доходят все чувства и переживания независимо от того, понимаем ли мы язык или нет»,— отмечал рецензент газеты «Зексише Цейтунг» 3 февраля 1967 года.
Зарубежные поездки советских артистов балета и оперы не только способствуют культурному обмену между странами, но и чрезвычайно полезны для самих артистов. Знакомство с бытом страны, ее общественным укладом, культурной и политической жизнью помогает артистам правильно ориентироваться в идейно-творческих задачах, которые ставит перед ними советское искусство, не говоря уже о том, что встречи с Лувром во Франции, Стрэтфордом и Вестминстерским аббатством в Англии, с национальными художественными галереями Бостона и Вашингтона, с неподражаемым искусством Востока — расширяют кругозор артистов и утончают эстетическое видение мира. Судя по гастрольным впечатлениям артистов, они всегда возвращаются из поездок обогащенные новыми знаниями, мыслями, ощущениями, полные творческих сил для выполнения своей главной миссии — дальнейшего развития музыкально-театральной культуры нашей страны.
Т. В. Буданова. «По родной стране и за рубежом», 1967 год