На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

О тех, кого не видит зритель

1 | 2 | 3 | 4

Бурные раскаты грома и ослепительные вспышки молний, вперемежку с дождем предвещают недоброе. Зритель насторожен.

Из оркестровой ямы театра, имитирующей Неву, «потекла» на сцену вода. Порывы сильного ветра пенят гребни волн. Увеличиваясь в размере, они «затопляют» сцену, сокрушая на своем пути встречающиеся преграды. «Плывут» бочки, заборы, будка постового, домашний скарб. «Тонут» люди. На лодках «проплывает» спасательная команда, подбирая «утопающих». В тревоге за судьбу любимой девушки герой спектакля прыгает в пучину волн и «плывет» к ее дому...

Так проходит сцена наводнения в балете Глиэра «Медный всадник».

Несмотря на трагические обстоятельства описанного действия зрители долго аплодируют сценическому эффекту, выражая свой восторг не только авторам постановки, исполнителям, но и рабочим-монтировщикам, принимавшим активное участие в осуществлении этого художественно убедительного зрелища.

И не случайно после этой сцены, на премьерных спектаклях, как равные, вместе с артистами балета выходили на поклон невидимые зрителю артисты — рабочие сцены, выполнявшие этот сложный эффект «затопления» Петрополя холстяной Невой.

Пожары в «Хованщине» и «Дубровском», горящий лес в «Шурале», бурлящий Окиян-море с «плывущим» кораблем в «Садко», улетающий лебедь в «Лоэнгрине», движущиеся панорамы сказочных лесов, полей и гор в «Спящей красавице», «Сказании о невидимом граде Китеже» и множество других малых и больших «волшебств», осуществленных работниками постановочной части, помогают глубже и полнее вскрыть образную и художественную сторону спектаклей, идущих на сцене Театра имени С. М. Кирова.

Листая страницы старых театральных журналов с рецензиями на постановки Мариинского театра, часто встречаешь примерно такие фразы: волшебные полеты в опере такой-то выполнены художником императорской сцены Роллером или другим, подобным ему чародеем.

Опытным работникам сцены, много лет проработавшим в театре, хорошо известны роллеровские «волшебства», бравшиеся им напрокат из Венской и Берлинской опер. По тем временам сценический эффект провала в люк Наины в опере «Руслан и Людмила», который сейчас кажется анахронизмом, считался невероятным и награждался аплодисментами.

В настоящее время труженики сцены — инженеры и технологи, конструкторы и машинисты, используя накопленный опыт, придумывают и создают сложнейшие в художественном отношении сценические зрительные и световые эффекты, заставляющие изумляться не только рядового зрителя, но и специалистов, разбирающихся в технологии сценического хозяйства.

Кто же эти люди? Как они трудятся над созданием художественного оформления, как им удается решать сложнейшие конструктивно-технологические задачи сценографии спектакля?

Прежде чем перейти к краткому рассказу о них, хотелось бы напомнить историю возникновения, становления и активной деятельности большого, хорошо слаженного коллектива работников художественно-постановочной части.

«Жили все рабочие сцены, плотники, как их тогда называли, на переулке Матвеева (бывший Тюремный). Помню большую длинную комнату со сводчатым потолком. На центральной стенке висела икона, а возле нее — пудовая свеча в подставке, словно бутафорская. Прямо над нарами хомуты и вожжи висели. Тогда декорации в театр на лошадях возили»,— вспоминает ветеран театра, помощник машиниста Федор Васильевич Петров.

Много интересного рассказывает о былой жизни на сцене старожил театра и многому удивляется, глядя на ее сегодняшнее хозяйство. «Без грамоты сейчас в этой сложной технике и механике рабочему не разобраться, ученым надо быть. Не то, что раньше. Был в нашем хозяйстве десяток дежурных павильонов, которые кочевали из одного спектакля в другой: сегодня в «Гугенотах», а завтра в „Сусанине"».

Действительно, мариинская сцена, до прихода на нее крупнейших русских художников Коровина и Головина, не знала, что такое образное, содержательное оформление, отвечающее стилю, духу и характеру спектакля. Поэтому существовавшее до них оформительское хозяйство не требовало от рабочих большого ума, смекалки и знаний, чтобы оформить сцену к очередной постановке.

продолжение →

И. В. Севастьянов, 1967 год

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →