Режиссёры Мариинского театра
1917—1967
50 лет творческой деятельности режиссеров советского театра отмечены многообразными художественными исканиями и достижениями, обогатившими музыкально-театральное искусство страны.
Оперная режиссура, в современном ее понимании как искусство создания идейно-художественного музыкального спектакля, сформировалась только в нашу советскую эпоху.
По определению композитора и критика А. Н. Серова, оперный спектакль в XIX веке представлял собой «костюмированный концерт», где зрители слушали вокалистов, наслаждаясь их пением. Режиссер в опере той поры по существу творчески не руководил постановкой, он был организатором: подбирал подходящие декорации и костюмы, показывал порядок передвижения на сцене и обучал элементарной жестикуляции. Организационные обязанности режиссера стали расширяться и приобретать творческий характер лишь к концу прошлого века. Появление новаторских опер великих русских композиторов П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова и других, расцвет отечественного драматического театра оказали решительное воздействие на рост сценической культуры оперных постановок.
Императорские театры с их рутиной, косностью и бюрократизмом не были подготовлены к обновлению оперных постановок. Реформа началась с 1885 года, с открытием Московской частной оперы, объединившей прогрессивные силы русского музыкального искусства. Меценат С. И. Мамонтов, организовав оперный театр, объединил вокруг себя выдающихся русских художников и певцов, из среды которых вышли первые профессионалы оперной режиссуры: В. Лосский, П. Мельников. П. Оленин, В. Шкафер и др. Дальнейшее обогащение и развитие искусства оперной режиссуры происходило под воздействием сценических реформ МХАТа и творчества великого русского певца-актера Ф. И. Шаляпина, в котором год от года все больше пробуждался интерес к режиссуре.
После закрытия частной оперы режиссеры соратники Мамонтова стали привлекаться к работе в императорских театрах, а в 1909 году директор Теляковский пригласил на постановочную работу в опере и драме В. Э. Мейерхольда. Неутомимый искатель нового, Мейерхольд в своих дореволюционных оперных постановках, в содружестве с художником А. Я. Головиным и хореографом М. М. Фокиным, стремился к созданию синтетического спектакля и воспитанию универсального актера-певца.
Наряду с изменением функции режиссуры в императорских театрах, в 1912 году в Петербурге возник Театр музыкальной драмы. Создатель его, И. М. Лапицкий, начал решительную борьбу с рутиной, за сближение оперы с драмой, часто забывая, что некоторые элементы драматического театра чужды природе музыкального спектакля.
В канун революции режиссерами Мариинского театра были Н. Боголюбов, П. Мельников, В. Мейерхольд, П. Оленин.
Переход творческих работников бывшего Мариинского театра на путь служения революции был сложным мировоззренческим процессом, берущим свое начало с октября 1917 года. Первым среди творческого состава режиссуры выступил с призывом к сотрудничеству с Советской властью B. Э. Мейерхольд. Со всей страстью своей увлекающейся натуры этот первый режиссер-коммунист энергично взялся за строительство советского театра. Уйдя со штатной работы в академических театрах, он занял пост заместителя заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса, создал рабочий театр в Коломенском районе, экспериментальную студию в Эрмитажном театре и подготовил к первой годовщине Октября две актуальных премьеры. Одна «Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи» — «Мистерия-буфф» В. Маяковского, другая — народно-героическая опера «Фенелла» («Немая из Портпчи») Д. Обера.
По свидетельству очевидца этого спектакля, И. В. Ершовым «с огромной силой был воплощен образ итальянского рыбака Мазаниелло, поднявшего восстание простых людей против испанских поработителей». В новой трактовке образа Мазаниелло уже слышались отзвуки революционных бурь Октября. Мазаниелло приобрел характер вожака поднимающихся на борьбу трудящихся: «Столько было в нем огня, веры в победу бедного люда, в правоту их дела!» (Сб. «Иван Васильевич Ершов».— Воспоминания В. Брендера. «Искусство», Л. 1966, стр. 11З.) Новая постановка «Фенеллы» положила начало борьбе за актуальный репертуар.
В связи с эмиграцией некоторых ведущих солистов, режиссеров и дирижеров, с 1918 года оперный репертуар стал заметно сокращаться, а после переезда В. Э. Мейерхольда в Москву и назначения И. В. Тартакова заведующим режиссерским управлением наступил период выдвижения режиссуры из числа ведущих артистов. Начало этому периоду положил Ф. И. Шаляпин, возвратившийся в состав труппы и ставший режиссером всех спектаклей, в которых он выступал («Мефистофель», «Моцарт и Сальери», «Дон Кихот», «Псковитянка», «Вражья сила» и др.). Наряду с ним И. В. Ершов в содружестве с С. Д. Масловской поставили «Кащея Бессмертного», П. Курзнер — «Золотого петушка», Г. Боссэ — «Ромео и Джульетту», И. Тартаков возобновил «Лоэнгрина» и т. д. Вслед за ведущими певцами пробуют свои силы актеры драмы А. Феона и Н. Смолич, впоследствии выросшие в интересных режиссеров музыкальных театров.
Режиссеры-певцы сумели не только восстановить прежний обширный репертуар, но и обогатили его за счет произведений, не допускавшихся на императорскую сцену. В этот период режиссеры-певцы ставили главной своей задачей сохранить высокий уровень прежней певческой культуры, поэтому многие спектакли напоминали костюмированные концерты, где большинство исполнителей, хористы и статисты демонстрировали умение петь, но полную сценическую беспомощность или заштампованные приемы игры, на фоне которой роли таких опытных мастеров, как И. Ершов или Г. Боссэ, казались выступлением гастролеров.
Б. С. Гловацкий. «Режиссеры», 1967 год