Оркестр Мариинского театра
1917—1967
Оркестр Театра имени Кирова за 50 лет не только бережно сохранил, но и значительно приумножил лучшие исполнительские традиции, которыми славился бывший Мариинский театр.
История симфонического оркестра неразрывно связана со всей почти двухсотлетней историей театра, с именами великих русских музыкантов. От исполнения первых русских опер конца XVIII века, от непревзойденных шедевров М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, П. Чайковского и лучших опер западной классики до исполнения произведений современных зарубежных и советских композиторов — таков плодотворный творческий путь оркестра театра.
В прошлом оркестр возглавляли прекрасные солисты-концертмейстеры скрипачи А. Вьетан (1846—1852), А. Контский (1852—1860), Г. Венявский (1860—1872), Л. Ауэр (1872—1908) и др.
Высокого уровня исполнительской культуры достиг коллектив оркестра под руководством выдающегося дирижера Э. Направника. В предреволюционные годы за дирижерским пультом стояли Ф. Блуменфельд, Н. Малько, А. Коутс. Их деятельность, в сочетании с высоким профессионализмом артистов оркестра, способствовала созданию первоклассного ансамбля.
С первых лет Советской власти дирижеры Э. Купер и особенно В. Дранишников добились еще большего подъема музыкальной культуры спектаклей, сосредоточив свое внимание на художественно убедительном раскрытии композиторского замысла, на совершенствовании исполнительского мастерства артистов оркестра. Этому во многом сопутствовало возникшее новое направление, своеобразная реформа взглядов на значение и функции оркестра. Все больше и больше внедрялось в практику объединение различных компонентов сценического и музыкального действия, их полная согласованность, глубже раскрывалась музыкальная драматургия произведений, заложенная в творениях русских и иностранных композиторов-классиков.
В. Дранишников и А. Пазовский, а позже С. Ельцин и Б. Хайкин последовательно усиливали роль оркестра в оперных и балетных спектаклях, добиваясь интонационной точности звучания, совершенствуя и обновляя академический стиль игры.
Но как каждому дирижеру присущ свой метод работы, своя трактовка музыки, так и каждый оркестр, будучи единым коллективом, имеет собственную, только ему присущую индивидуальность. Своеобразность исполнительской манеры того или иного оркестра, естественно, зависит от состава музыкантов, характера и особенностей их мастерства.
Кто же работал в оркестре ГАТОБа, а в дальнейшем Кировского театра, на протяжении прошедшего полувека?
В 20-е годы струнную группу составляли воспитанники Петербургской консерватории, ученики Л. Ауэра, И. Налбандьяна, С. Коргуева, Г. Вержбиловича, Л. Аббиате. Группу скрипок возглавляли В. Вальтер (солист оперы) и Э. Крюгер (солист балета), оба — ученики прославленного Ауэра. Вальтер — крупный инструменталист академического направления и музыкальный критик. Первоклассный музыкант Э. Крюгер являлся живым носителем традиций, родившихся при Направнике. Он был одним из старейших артистов оркестра и работал в театре на протяжении многих лет (1895—1931). Его сменил на посту концертмейстера отличный музыкант, один из первых лауреатов Всесоюзного конкурса Е. Хаит. Одаренный скрипач, обладавший красивым звуком и безукоризненной техникой, он много лет отдал театру и был удостоен высокого звания заслуженного артиста республики.
Рамки статьи не позволяют широко осветить деятельность многих хороших музыкантов оркестра, поэтому отмечаем лишь самых выдающихся, которые составляли гордость театрального оркестра в разные периоды его существования.
Концертмейстером оркестра был Е. Дубовской, человек с большой инициативой, волевыми качествами, что позволило ему впоследствии стать дирижером театра.
В лице В. Парашина театр приобрел опытного руководителя скрипичной группы. Его манера исполнения отличалась академической строгостью; группа под его управлением звучала благородно, стройно, чутко реагируя на все нюансы художественных требований дирижеров.
Среди крупнейших концертмейстеров-виолончелистов следует назвать Е. Вольф-Израэля, одного из лучших учеников А. Вержбиловича. Страстность, высокий артистизм и пленительной красоты звук отличали его игру. На смену ему пришел О. Кузнец (1935—1967) — виолончелист-виртуоз, являющийся и сегодня одним из старейших артистов оркестра.
Выдающейся арфисткой была в те же годы М. Шоллар. Глубокая проникновенность исполнения, особая манера звукоизвлечения, необычайная требовательность к себе всегда сопутствовали этой артистке. Долгие годы работала в театре и арфистка Л. Гордзевич. Ее игра отличалась выразительностью, техническим совершенством.
Не случайно А. Пазовский в книге «Записки дирижера», говоря о достижении творческого единомыслия с оркестром, с благодарностью вспоминал совместную работу не только с артистами струнной группы, но и с исполнителями на духовых инструментах.
И действительно, в 30-е годы в оркестре театра был отличный состав всех групп, унаследовавший давно сложившиеся традиции, которые создавались исполнителями многих поколений. Из артистов группы деревянных духовых инструментов с глубоким уважением вспоминаются флейтисты П. Верховский, В. Цыбин, И. Ютсон; гобоисты В. Геде, И. Данскер, Ф. Коукаль, А. Паршин; кларнетист В. Бреккер; фаготисты Ф. Коттэ, М. Федоров и прославленный А. Васильев, создатель крупнейшей в Советском Союзе школы фаготистов. Талантливыми кларнетистами были И. Вантроба и Д. Райтер.
Славная когорта валторнистов начала формироваться еще при Направнике, а точнее, ведет свою «родословную» от знаменитого Н. Нагарнюка, которого Направник назвал «жемчужиной оркестра». Строгий и непреклонный в подборе состава музыкантов, маэстро только раз в жизни изменил своему правилу и оставил на второй валторне Нагарнюка в пенсионном возрасте, лишь бы сохранить эту «жемчужину».
После Нагарнюка первым солистом-валторнистом стал М. Буяновский, в течение многих лет — бессменный руководитель группы медных духовых инструментов. Это был тонкий музыкант и строгий, опытный педагог. В театре работал отличный валторнист К. Ваншейдт, а несколько позже — В. Буяновский, достойно продолживший музыкальные традиции своей семьи.
Мастерами высокого класса давно признаны валторнисты С. Вишневский и И. Удальцов.
Блистательной была и группа тромбонов — П. Волков, В. Кузнецов, Е. Рейхе и П. Петров (исполнитель партии тубы). Их игра производила настолько сильное впечатление, что публика наслаждалась ею не менее, чем пением оперных солистов.
Волков приобрел широкую известность и как педагог. Тубист Петров, пожалуй, как никто другой, умел создавать колоритность звучания басовой группы. В годы Великой Отечественной войны он остался в блокированном Ленинграде, жил в театре и, когда здание пострадало от попадания вражеской бомбы, спас ценные музыкальные инструменты. После войны, став педагогом, Петров подготовил группу хороших молодых музыкантов.
Яркими, талантливыми артистами пополнилась духовая группа в конце 30-х годов. Многие из них и сегодня успешно работают в оркестре н являются его гордостью: И. Рогинский (кларнет), А. Толоконкин (валторна), Д. Гинецинский (корнет), И. Поляцкин (тромбон), М. Свешников (труба). Тонкая музыкальность, безукоризненное владение инструментом выдвинуло этих превосходных артистов в число выдающихся музыкантов нашего времени.
Из исполнителей на ударных инструментах прежде всего надо назвать старейшего А. Чулюкина, непревзойденного литавриста и педагога, ученики которого работают во многих оиерно-симфоннческих оркестрах Советского Союза.
Начиная с послевоенных лет, для успешного осуществления новых творческих задач в театре ведется планомерная работа по воспитанию, подготовке и выдвижению молодых солистов из числа наиболее способных артистов оркестра, а также по привлечению извне интересных музыкальных кадров. Благодаря этому симфонический оркестр Театра имени Кирова, творчески сильный и постоянно растущий коллектив, является одним из лучших оркестров страны. Большинство ответственных мест концертмейстеров и солистов занимают музыканты, находящиеся в расцвете творческих сил.
Скрипачи О. Барвенко и А. Казарина в полной мере являются воспитанниками коллектива оркестра; они прошли сложный творческий путь от стажеров до концертмейстеров оркестра. Каждый из них исполнительски индивидуален, но обоих отличает по-своему прекрасное владение инструментом, тонкое и изящное звучание соло.
Покоряет слушателей игра концертмейстера группы виолончелей B. Истомина; отличным виолончелистом является и М. Познахирко; И. Вакс — вдумчивый и требовательный к себе музыкант старшего поколения — руководит группой альтов; молодой виртуоз А. Мирзоев — концертмейстер группы контрабасов, его заместителями работают братья Н. и В. Словачевские — достойные продолжатели музыкальной династии Словачевских.
Говоря о смене поколений в группе деревянных духовых инструментов, необходимо прежде всего назвать флейтиста Л. Перепелкина, виртуозная игра которого удивляет и в технике и в кантилене. Блестящим солистом является флейтист В. Зверев. Красивым звуком и технической свободой обладает гобоист В. Курлин. В совершенстве владеет инструментом Б. Садыхбеков. Среди молодых солистов следует отметить талантливого кларнетиста В. Гридчина. С 1960 года группу фаготов возглавляет C. Красавин, отличный музыкант, лауреат международных конкурсов. Партию первого фагота разделяет с ним одаренный молодой фаготист О. Пыталев.
Лучшие солисты оркестра сочетают активную работу в театре с широкой концертной и педагогической деятельностью.
Многие артисты оркестра удостоены за последние годы звания лауреатов всесоюзных и международных конкурсов. Так, например, в 1953 году первую премию на международном конкурсе музыкантов-исполнителей на духовых инструментах имени Антонина Рейхи получил квинтет в составе Л. Перепелкина, В. Курлина, М. Измайлова, Л. Печерского, В. Буяновского. Второй квинтет, состоящий также из молодых артистов театра В. Зверева. П. Тосенко, В. Гридчина, С. Красавина, И. Лифановского, в 1966 году на международном конкурсе в Мюнхене завоевал первое место. Приведенные примеры, перечень которых можно умножить, свидетельствуют о преимуществах и больших достижениях советской исполнительской школы, которая дала стране музыкантов мирового класса.
Заканчивая краткий обзор об оркестре театра, мы отдаем себе отчет в том, что названными именами солистов не исчерпывается список артистов, исполнительское мастерство которых объединяется в звучности оркестра и определяет его качество. Участники этого великолепного ансамбля вносят свой творческий вклад в исполнение опер и балетов, завоевавших мировое признание. Не только выдающиеся певцы и танцовщики, но н первоклассные артисты оркестра составляют гордость Театра имени Кирова.
К. А. Симеонов. «Оркестр», 1967 год