На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Хор и хормейстеры Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

В течение многих десятилетий складывались лучшие творческие традиции русского оперного искусства. С первых же дней Великой Октябрьской революции Коммунистическая партия и Советское правительство во всех областях культуры и искусства приняли ряд мер, направленных на сохранение и приумножение традиций и художественных ценностей, созданных русским народом за всю его предоктябрьскую историю.

К числу крупнейших очагов русской музыкальной культуры принадлежал и бывший Мариинский театр. При ряде организационно-творческих кризисов, периодов спада и рутинно-застойного состояния в предреволюционные годы в целом общая музыкальная культура бывшего Мариинского театра к Великой Октябрьской революции находилась на высоком уровне.

Среди многих творческих коллективов оперного театра — оркестра, солистов-вокалистов, балета, постановочной части, большая роль принадлежит хоровому коллективу. Хор Театра оперы и балета имени Кирова принадлежит к числу лучших оперных хоров музыкальных театров нашей страны.

Хормейстеры — непосредственные руководители и воспитатели хора, а также музыкальные руководители — дирижеры оперных спектаклей — всегда требовательно относились к звучанию хора. Чистый строй, слитный ансамбль, сочное, уравновешенное звучание — вот что всегда отличало хоровой коллектив театра. Постоянное творческое общение с множеством выдающихся русских певцов, таких, как Шаляпин, Собинов, Фигнер, Ершов, Касторский, Андреев и других, так же способствовало выработке у хора высоких художественно-профессиональных качеств. Творческое становление хора во многом определял русский оперный репертуар. Музыкальная характеристика народа в хоровых эпизодах таких опер, как «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Садко», «Мазепа» и многих других, каждый раз выдвигали перед оперным хором совершенно новые творческие задачи в отличие от хоровых эпизодов в операх большинства западноевропейских композиторов.

И если хор дореволюционного Мариинского театра сравнительно хорошо обеспечивал чисто музыкальную «реализацию» хоровой партитуры, то в целом творческие, сценические замыслы русских композиторов-классиков все же не находили полноценного исполнительского воплощения в хоровом коллективе, как очень важном, а в некоторых операх и главном действующем герое. Выровненное, чистое, стройное пение, но равнодушное к происходящим событиям на сцене поведение хора, драматургическая и сценическая бездейственность его даже в дореволюционный период подвергались справедливой критике как со стороны авторов опер, так п прогрессивных деятелей русской музыкальной культуры. Такая трактовка хора в точности соответствовала идеалам «официального патриотизма», ограничивающего роль народных сцен славлением царей, князей, бояр. Небезынтересно отметить, что не только в творческом отношении, когда хор рассматривался, главным образом, как некая безликая звучащая масса, но и в общественно-правовом отношении хор театра занимал третьестепенное место. Его участники именовались просто хористами, материальное и творческое положение их было незавидным.

Великая Октябрьская революция создала совершенно новые организационно-творческие условия и поставила особые задачи. Бесправные, безликие хористы получили одинаковое со всеми другими творческими работниками гражданство и отныне стали артистами хора. Разумеется, существо вопроса заключалось не только в перемене названия. Понятие артистов включает в себя и определенный уровень одаренности, а главное — призвание и право быть творческим работником, активным участником творческого процесса, интерпретатором хоровых партий.

В зрительный зал пришел новый слушатель — рабочие, крестьяне, солдаты, студенческая молодежь. Общий общественно-политический подъем захватил и увлек лучших представителей художественной интеллигенции. И хотя в первые годы после Великой Октябрьской революции в оперном репертуаре театра не произошло коренных перемен, все же по-иному, с новой силой выразительности зазвучали особенно народно-освободительные, героико-эпические сцены многих спектаклей русской оперной классики.

Бездействующий на сцене хор с малопонятной дикцией, недооценивающий, а иногда и не понимающий своей роли, как определенного действующего лица, группового героя оперного спектакля, уже не мог удовлетворить нового зрителя. Еще Глинка иронически писал об аморфности, бессмысленности поведения хора на оперных подмостках: «Придут непонятно зачем, споют непонятно что и уйдут с чем пришли».

Воспитанный, выросший на замечательных партитурах оперных произведений русских композиторов-классиков, хор Театра оперы и балета имени Кирова довольно быстро перестроился и приобрел новые черты своей творческой деятельности, которые в те годы начали складываться во всех областях советского искусства.

А. И. Анисимов. «Хор и хормейстеры», 1967 год

продолжение →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →