Хор и хормейстеры Мариинского театра
1917—1967
Разумеется, на весь хоровой коллектив и его хормейстеров оказывают большое воспитательное значение музыкальные руководители — дирижеры спектаклей. Мастерство хормейстеров оперного театра, полноценное звучание хора только тогда отличается хорошими результатами, когда в совместной дружной творческой работе оно находит понимание и знание трудных специфических условий деятельности хора в оперном спектакле его музыкальными руководителями — дирижерами. В подавляющем большинстве спектаклей хор находился на высоте предъявлявшихся к нему требований главных дирижеров театра.
В качестве главных дирижеров — музыкальных руководителей спектаклей за истекшее пятидесятилетие за пультом находились такие талантливые дирижеры, как Н. Малько, В. Дранишников, А. Гаук, А. Пазовский, С. Ельцин, Б. Хайкин и др., а еще в 20—30-х годах довольно часто за дирижерским пультом отдельных спектаклей появлялись такие дирижеры с мировым именем, как А. Коутс, Б. Вальтер, О. Клемперер и др.
Хотя большинство из них непосредственно с хором встречались лишь на сценических или сводных репетициях, принимая ту или иную работу хормейстера, они несомненно оказывали большое влияние на хоровой коллектив театра своим общим музыкальным руководством спектаклей. Особенно значительная роль в постановке интересных творческих задач перед хормейстерами, как непосредственными руководителями хора и самими исполнителями — артистами хора, принадлежала В. Дранишникову и А. Пазовскому.
Нельзя не отметить также большой роли в воспитании сценической культуры у артистов хора, которую сыграли такие режиссеры оперных спектаклей, как В. Мейерхольд, С. Радлов. Л. Баратов, И. Шлепянов, Е. Соковнин и другие.
В деятельности хора Театра имени Кирова встречались различные по уровню творческого воплощения и хорового мастерства спектакли. В одних хор звучал очень ярко, стройно, выразительно, в других — менее ярко, менее удачно. Причин, обуславливающих определенный уровень звучания хора в любом оперном театре, много и они различны по своему происхождению. На наш взгляд, в настоящее время количественный состав хора (100 человек) для больших масштабов сцены и зрительного зала Театра имени Кирова явно недостаточен. В довоенный период состав хора насчитывал не менее 120—140 человек. Большинство партитур опер русских классиков, а также современных советских композиторов написаны в расчете на звучание большого, массивного хора. Это обстоятельство, а также чрезмерно большая норма спектаклей, отрицательно сказываются на звучании голосов артистов хора. Бывают и другие, более мелкие причины, которые влияют на качество звучания хора.
Следует помнить, что хор Театра имени Кирова по праву унаследовал традиции многих поколений своих предшественников, вплоть до первых, в массе своей безвестных «хористов» бывшего Мариинского театра и его предков.
За последние десятилетня у коллектива сложились хорошие новые традиции: хор театра принимает участие в торжественных концертах, посвященных юбилейным датам и другим знаменательным событиям, которые отмечаются ленинградской общественностью в помещении Театра имени Кирова. В большинстве таких концертов хор театра является одним из основных участников сводного коллектива лучших хоров города и, как правило, исполняет несколько песен в сопровождении оркестра.
К торжественной дате 50-летия Великого Октября хор Театра имени Кирова пришел во всеоружии мастерства, воспевая подвиги революционного авангарда человечества, его борьбу за счастье и свободу трудового народа.
А. И. Анисимов. «Хор и хормейстеры», 1967 год