Режиссёры Мариинского театра
1917—1967
Б. Э. Хайкин, пережив своего талантливого соратника, в 1952 году создал новое творческое объединение уже с другим главным режиссером, Евгением Николаевичем Соковниным, и несколькими художниками, среди которых был первоклассный мастер А. Константиновский. В юности артист мимического ансамбля, оперный певец и художник, Е. Н. Соковнин в 30-е годы стал учеником Л. Б. Баратова на режиссерских курсах при Большом театре. К 40-м годам ассистент Л. Б. Баратова вырос в самостоятельного постановщика спектаклей на сцене театра и его филиала. Затем он поставил ряд спектаклей в оперных театрах Саратова, Перми, Свердловска и позднее Вильнюса. В 1948 году он был командирован в Народную Республику Болгарию, где плодотворно работал главным режиссером Софийского оперного театра и руководил оперной студией. К 30-летию Монгольской Народной Республики Е. Н. Соковнин поставил первую национальную оперу «Путь к счастью» Б. Дамдинсурена.
В 1952 г. Е. Н. Соковнин стал главным режиссером Театра имени С. М. Кирова, где осуществил постановки опер «Псковитянка», «Декабристы», «Князь Игорь», «Федор Таланов», «Бал-маскарад», «Садко» и «Сказание о граде Китеже». Большинство его постановок связано единством любимой им темы освободительной борьбы, которую он разрабатывал на материале разных эпох, всегда стремясь воссоздать, как он утверждал, «истину страстей» героев своего времени. Эта тематическая линия режиссуры Е. Н. Соковнина примечательна широтой охвата времени. Наши предки-борцы за национальную независимость Русского государства предстают в «Князе Игоре», сказочных «Садко» и «Сказании о граде Китеже», первые дворянские революционеры — в «Декабристах» и участники Великой Отечественной войны — в «Федоре Таланове». Наиболее совершенными постановками Е. Н. Соковнина были «Сказание о граде Китеже» и «Декабристы». В опере Шапорина режиссеру удалось воссоздать историческую и психологическую атмосферу эпохи вскрыть причины поражения дворянских революционеров. Такие сцены, как встреча декабристов в трактире, сбор на квартире Рылеева и особенно картина восстания на Сенатской площади, казнь в Петропавловской крепости и др., надолго оставались в памяти.
После ухода Б. Э. Хайкина, Е. Н. Соковин работал в новом «тройственном союзе» с дирижером С. Ельциным и художником А. Константиновским, привлекая к отдельным постановкам Л. Б. Баратова («Хованщина»), Э. О. Каплана («Севильский цирюльник», «Дон-Жуан»), режиссеров драмы Л. Варпаховского («Мать») и А. Соколова («Судьба человека»), молодых оперных режиссеров Ю. Петрова, Э. Пасынкова («Риголетто») и др. При Е. Н. Соковнине, по существу, завершился процесс внедрения учения К. С. Станиславского в практику режиссерской работы крупнейшего музыкального театра страны, начинал формироваться новый тип режиссеров, имеющих профессиональное музыкальное образование и ищущих сценических выразительных средств для творческого истолкования партитуры.
В начале 60-х годов в театр пришло новое поколение режиссеров, главным образом выпускников Ленинградской консерватории. Принимая эстафету оперной режиссуры от своих учителей, они стремились овладеть их высокой культурой построения спектакля, которая в сочетании с навыками музыкантов открывала им путь к профессиональному сотворчеству с дирижером. Зачинателем подготовки специалистов нового типа был один из основателей единственного в мире факультета музыкальной режиссуры в Ленинградской консерватории, профессор Эммануил Иосифович Каплан — певец и режиссер театра, где он работал с интервалами на протяжении 40 лет.
Начало режиссерской деятельности Э. Каплана связано с триумфальной поездкой Оперной студии Ленинградской консерватории в Зальцбург на моцартовские торжества 1928 года. Поставленные им оперы «Бастьен и Бастьенна» Моцарта и «Саламанкская пещера» Паумгартнера имели выдающийся успех как в Зальцбурге, так и в Вене. В следующем году Э. Каплан начинает свою режиссерскую деятельность в театре, в котором до этого с успехом выступал в характерных партиях (тенор). Увлеченный новаторскими идеями, он поставил оперу «Евгений Онегин», максимальное внимание уделив «динамизации» действия. Одним из примеров может служить сцена письма Татьяны, действие которой происходило в трех местах: в комнате Татьяны, на винтовой (!) лестнице и в саду ларинской усадьбы. В дальнейшем Э. Каплан, режиссер, наделенный яркой фантазией, пришел к более умеренным, но, тем не менее, достаточно острым выражениям своего режиссерского почерка в «Дон-Жуане», в замысле «Лоэнгрина» — работе, осуществленной его учеником Р. Тихомировым.
Б. С. Гловацкий. «Режиссеры», 1967 год