О тех, кого не видит зритель
Созданный после войны, на базе мастерских Театра имени С. М. Кирова, театрально-производственный комбинат начал энергично помогать театрам города возрождать и укреплять художественно-постановочное искусство. В 1946 году на должность старшего художника мастерских приглашается опытный театральный художник Ф. И. Кузьмин — представитель плеяды театральных работников, которые беззаветно преданы искусству и отдают ему весь свой талант, ум и знания.
Начало театральной деятельности Кузьмина обозначено годами гражданской войны. С комсомольской путевки началась долгая и славная жизнь в театре; от маляра-подсобника в декоративной мастерской он вырос до руководителя художественно-постановочной части одного из крупнейших театров страны. Богатый опыт, знания, мастерство, культура и высокий гражданский долг патриота родного города заставили его не порывать с театром и в тяжелые дни блокады Ленинграда.
Интенсивность творческой деятельности театра по созданию яркого в художественном отношении репертуара не могла не сказаться на подъеме работы художественно-постановочной части. Смелость образного решения, широта и разнообразие живописных исканий, творческая мысль постановщиков в создании всевозможных сценических эффектов находят самую большую поддержку со стороны работников постановочной части.
Инженеры, технологи и конструкторы вместе с постановочными бригадами разрабатывали монтировочную партитуру спектакля, придумывали и предлагали разнообразные варианты сценических эффектов, часто проводили ночи на монтировочных репетициях, добиваясь высоких результатов от своих предложений.
Так, в итоге длительной и кропотливой работы руководителя постановочной части Н. В. Иванцова со своим надежным штабом: художником Кузьминым, инженером Ермиловым, техником-конструктором Григорьевой, художником по свету Васильевым, опытными машинистами сцены Кондратьевым и Смирновым и появился описанный в начале статьи сценический эффект «наводнения».
Решен он просто. Вся площадь сцены затянута тремя широкими полотнищами серой ткани. После вариации Евгений падает у кромки парапета, и вдруг к его ногам устремляются струйки воды. Сбоку под переднюю волну начинает дуть направленная струя вентиляционного аппарата «Сирокко». Бегущие в одну сторону волны подсвечиваются сбоку фонарем, и получается мелкая рябь волн. С нагнетанием силы воздуха в «Сирокко» волна поднимается все выше и выше. За первой волной с такой же скоростью поднимаются вторая и третья. Когда сила нагнетаемого воздуха достигала предела, под полотнища холста подползали рабочие сцены, и производили волнообразные движения.
Одновременно с этим другие рабочие сцены и артисты миманса проносили «плывущие» предметы домашнего скарба, покачивая их в ритме волн. Вслед за проплывом «снесенных» водой предметов появляются лодки с гребцами. Они сооружены на специальных фурах, которые при движении дают сильную «качку». Динамически разнообразное световое оформление создает яркую картину наводнения, что вызывает бурю восторгов у зрителей, сидящих в зале.
В балете Чайковского «Спящая красавица», опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», а также «Медном всаднике» имеются очень сложные и драматургически ответственные зрительные эпизоды — движущиеся панорамы. Чтобы «прогнать» синхронно с музыкой 50-метровую завесу с одной стороны сцены на другую, необходимо очень хорошо знать музыку спектакля и выполнять движение панорамы в точном музыкальном темпе. Такую ответственную работу можно доверить только самым опытным и, что не менее важно, самым музыкальным сотрудникам постановочной части.
Разумеется, начав «разоблачать» секреты зрелищных эффектов, мы вовсе не намерены снять покровы таинственности во имя обнародования «бытовой правды» сценических чудес. Читатель данной статьи — тот же зритель. И вряд ли ему захочется расставаться с миром иллюзий для того, чтобы узнать «как это сделано». Но для того, чтобы «сделать» иллюзорный сценический мир, нужно было положить много труда людей «незримых». Их творческая мысль, изобретательность, фантазия играют огромную роль в создании не просто «эффектов», ради украшения спектакля, а для достижения важных идейно-художественных целей.
И. В. Севастьянов, 1967 год