О тех, кого не видит зритель
В начале XX века русская школа живописи декораций очень полно была представлена в бывшем императорском театре оформлением многих оперных и балетных постановок. В их создании активное участие принимали прославленные мастера театральной живописи Головин, Коровин, Бочаров, Кустодиев и многие другие.
Традиции этих мастеров, утвердившиеся на сцене театра, свято оберегались и продолжались их достойными учениками — художниками Ламбиным, Зандиным, Евсеевым, Альмедингеном. В 20-е годы на афишах театра появились новые имена молодых театральных художников Дмитриева, Левина, Ходасевич, Бруни. Их приход способствовал революционизированию искусства театра, слому привычных рамок старых форм оперно-балетного спектакля.
Дух новаторства этих художников на некоторое время сделал сцену прославленного театра экспериментальной площадкой. Отвергая старое, традиционное, присущее театру в оформительском искусстве, молодые художники стали активно искать новых технологических приемов в решении декораций, в технике их выполнения.
Принципиальная позиция художников заставляла только что начинавшуюся формироваться постановочную часть думать над решением новых проблем, направляла постановочную мысль на поиски и применение разнообразных материалов, на новые приемы освещения. Оснащение и оборудование сцены, которое к концу XIX века считалось передовым, не удовлетворяло запросов художников. Перед театром стала на повестку дня проблема модернизации сцены.
Под руководством и при участии механика-машиниста сцены Ю. П. Шентякова, который в этот период фактически возглавлял постановочную часть театра, проводится частичная реконструкция сценического хозяйства, обновляется электроосвещение сцены, вводятся механические подъемы, разрабатывается малая механизация, в виде стандартных станков, лестниц и площадок.
Сценическое хозяйство стало более сложным и ответственным, а спектакли по своим габаритам — масштабными. Появилась необходимость в перестройке методов труда, в подготовке и проведении спектаклей. В связи с этим увеличивается штат работников сцены, вводятся дополнительные профессии помощников машиниста сцены, старших сторон, бригадиров.
Для правильной организации всего сценического хозяйства, четкого планирования монтировочной работы необходимо было создать руководящий штаб сцены — постановочную часть. На пост такого организатора и хозяйственника назначается опытный работник сцены В. Н. Одинцов, один из первых руководителей постановочной части в Театре имени С. М. Кирова.
Назрела острая необходимость в привлечении к работе в театре технически грамотных кадров, хорошо разбирающихся в технологии производства, экономике и планировании. Решать эти задачи пришлось преемнику Одинцова опытному и энергичному специалисту Иванцову. Николай Владимирович Иванцов прошел хорошую школу монтировочного мастерства на сцене Драматического театра имени А. С. Пушкина. Придя в Театр имени С. М. Кирова, он начал свою деятельность с того, что объединил вокруг постановочной части старых опытных мастеров сцены и с их помощью начал решать проблемы, которые стояли перед коллективом в создании новых спектаклей.
Умело и тактично расставляя опытных работников на руководящие посты в костюмерный, гримерный, бутафорский и другие цеха, и одновременно с этим помогая им в организационных и производственных делах, Иванцов быстро завоевал уважение и авторитет среди работников театра. Наряду с этим он прилагает усилия к привлечению в штат постановочной части людей с инженерным образованием, чтобы с их помощью организовать свое конструкторское бюро и техническую театральную лабораторию. Целеустремленная деятельность Иванцова на посту заведующего постановочной частью прервалась в начале Отечественной войны.
Театр эвакуируется в тыл страны. Многие опытные работники сцены уходят на фронт. Кадров не хватает. Маленькая площадка сцены Пермского театра потребовала срочной переделки декораций на новый масштаб. Люди, не считаясь со временем и усталостью, работали днем и ночью. Большую помощь оказывала постановочной части эвакуировавшаяся вместе с театром художник Т. Г. Бруни. Она вместе с исполнителями писала декорации, лепила бутафорию, перешивала костюмы.
Театр работал в трудных эвакуационных условиях не снижая художественных требований к себе. В 1942 году, в канун XXV годовщины Октября, театр показал на пермской сцене новую оперу «Емельян Пугачев» Коваля в оформлении Ф. Ф. Федоровского, а в декабре этого же года — балет Хачатуряна «Гаянэ».
...После разгрома немецко-фашистских орд под Ленинградом с города была снята блокада. Встал вопрос о возвращении коллектива в родной город. Возвращались и другие театральные коллективы. Всем хотелось скорее поднять занавес.
И. В. Севастьянов, 1967 год