На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Вахтанг Михайлович Чабукиани

Всемирно известный танцовщик, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР В. М. Чабукиани в первый период своей блестящей творческой жизни был ленинградцем. С 1929 по 1941 г. он танцевал на сцене Театра имени Кирова, здесь к нему пришли мастерство, успех, слава. В нашем городе актер создал свои лучшие роли — Базиль («Дон Кихот»), Солор («Баядерка»), Жером («Пламя Парижа»), Джарджи («Сердце гор»), Фрондосо («Лауренсия»). В Ленинграде родился и Чабукиани-балетмейстер. И сейчас украшает афишу Театра имени Кирова балет «Лауренсия» (пост. 1939 г.), а за год до премьеры этого интереснейшего балета Чабукиани поставил свой первый большой балетный спектакль «Сердце гор», который также явился событием в жизни театрального Ленинграда.

Годы работы в Театре имени Кирова оказали огромное влияние на все дальнейшее творчество Чабукиани. Искусство выдающегося мастера хореографии, с чьим именем связано утверждение героического мужского танца, служит школой воспитания молодых актеров ленинградского театра.

«Не было в советском балете актера, который выходя на сцену, вызывал бы такой горячий и непосредственный отклик, как Вахтанг Чабукиани. Каждый его выход на сцену это — жизнь в танце, служение танцу, утверждение танца. Юношей завоевал Чабукиани славу блистательного танцовщика. Его стремительные вращения не знали себе подобных. Говорили, что Чабукиани родился с большим пируэтом в крови... Чабукнани не только возвращал балетной сцене мужской танец, но наделял его чертами героическими, тогда новыми и невероятными, и это одно из важнейших обстоятельств успеха актера... Танец Чабукиани всегда несет в себе нечто от импровизации. Его пластическое изобилие непредвосхитимо. Это почти невероятная для балета, столь напряженного в своей технической основе, непосредственность и одухотворенность его героев. И если говорить о подлинном актерском мастерстве в балете, то самые истинные его зерна в этом свойстве Чабукиани, в его природном ощущении танца, как стихии выразительности. Поэтому-то на Чабукиани нельзя наглядеться, и каждая новая встреча с ним волнует, как первая...» (П. Карп).

«...Вахтанг танцевал! Он был рожден и создан для танца. Ни в одном спектакле он не был вне танца: то, как стальная пружина, набирал он вращение, то замедлял его, повинуясь своему внутреннему приказу. Казалось, ему подвластно все. Иногда создавалось ощущение, что на сцене не один, а два Вахтанга, до того стремительно мелькала его фигура в поворотах. Он не обладал от природы большим прыжком, но его полет сравнивали с полетом орла. «Горный орел», «царь воздуха» — так называли Чабукиани. С прыжка он никогда не падал на сцену, он опускался для того, чтобы взлететь вновь, и тогда несмолкаемо рукоплескал зал. Сколько раз, танцуя рядом с ним, дожидаясь своего выхода за кулисами, я забывала обо всем, смотря на него, завороженная силой его могучего таланта!..» (Т. Вечеслова).

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →