На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Наталья Михайловна Дудинская

Выдающаяся советская балерина народная артистка СССР Н. М. Дудинская весь свой вдохновенный труд актрисы отдала одному театру. Три десятилетия танцевала Дудинская на сцене Театра имени Кирова, имя ее неизменно стояло в первом ряду самых известных мастеров советского театра. Ныне актриса — замечательный педагог.

Дудинская окончила Хореографическое училище в 1931 г. Талантливую воспитанницу А. Я. Вагановой приняли в труппу театра, и уже через полгода она с блеском исполнила партию Одетты—Одиллии — свою первую большую роль. Вскоре последовала и первая роль в советском балетном спектакле — Мирейль де Пуатье в «Пламени Парижа». Так с первых лет творчества в жизнь актрисы прочно вошли главные партии классического и современного репертуара. За годы самоотверженного служения искусству Дудинская станцевала большое количество ролей. Она была участницей всех классических балетов и, как правило, первым исполнителем центральных ролей в балетах советских композиторов, поставленных на сцене Кировского театра.

Актрису можно было увидеть в самых разнохарактерных ролях. Она с успехом, в своей, ни на кого не похожей манере танцевала Аврору и Жизель, Никию и Раймонду, Китри и Панночку, Парашу и Гаянэ, Золушку и Штраль...

Наивысшие достижения Дудинской — партии Лауренсии в одноименном балете А. Крейна и Сари в балете «Тропою грома» К. Караева. Роль Лауренсии, впервые исполненная артисткой в 1939 г., закрепила за талантливой танцовщицей славу превосходного мастера классического танца и выявила яркое, героической направленности актерское дарование балерины. Партия Сари — одна из последних работ Дудинской. Образ, рожденный актрисой, захватывал своей трагедийной силой и пафосом огромной, не знающей преград любви. Роль Сари трактовалась балериной с позиций художника-гуманиста, и это дало ей возможность создать в балетном спектакле образ большого гражданского звучания.

Каждый спектакль с участием Дудинской, будь то классический или современный балет, воспринимался как праздник. Потому что праздничным было искусство балерины. До предела отточенный, виртуозный танец, совершенная чистота линий, стремительность, бравурность, эмоциональная одухотворенность, накал чувств, свойственные творческому почерку Дудинской, снискали ей признание и славу блистательной современной классической балерины.

«...Проходят годы. Расходятся пути. Меняются мнения. Повышаются требования. Но времена первых творческих встреч, первых горячих упорных исканий никогда не изгладятся из памяти... Вспоминая об этих годах, я невольно всегда возвращаюсь к моим первым постановкам в Ленинграде, к моим товарищам и друзьям, к моим первым партнерам и партнершам и, конечно же, к воспоминаниям о совместной работе с Натальей Михайловной Дудинской... Я был связан с ней повседневной творческой работой примерно с 1935 г. Меня привлекло в ней страстное отношение к искусству, феноменальная работоспособность, умение увлекаться повседневным трудом с полной самоотдачей...» (В. Чабукиани).

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →