Алексей Николаевич Ермолаев
Начало творческой деятельности А. Н. Ермолаева связано с Ленинградом. Здесь он учился у замечательного педагога В. Пономарева, здесь в 1926 г. он начал смелый, ошеломляющий эксперимент в области балетного искусства. Своим творчеством Ермолаев опрокинул многие представления о характере мужского танца и, дерзко разрушая традиции, утвердил новый стиль исполнения. Он отверг благородно-элегантную манеру мужского танца; у него, первого, мужской танец обрел героические черты, стал энергичным, волевым.
С деятельностью Ермолаева связано не только становление нового, героического направления в советском балетном театре, но и новаторское отношение к выразительным средствам классического танца. Обладая виртуозной техникой, исключительными природными данными, он расширил границы классического танца, сделал свой вклад и в танцевальную лексику. Неутомимо экспериментируя, он ввел новые движения, комбинации, усложнил и обогатил технику танца.
Яркое дарование танцовщика проявилось в первых же его выступлениях. На выпускном спектакле — балете Дриго «Талисман» — он исполнил ведущую партию Бога ветра. Его танец был подобен урагану. В бурном, экспрессивном полете чувствовалась огромная внутренняя сила; исполнение захватывало смелостью, напором, неукротимой энергией. За Богом ветра последовали партии Океана в «Коньке-Горбунке» и Голубой птицы в «Спящей красавице», Зигфрида, Базиля... В каждую из них он внес новые черты, свое понимание роли. В каждой партии танец Ермолаева был действенным, волевым, в каждой из них он пропагандировал героический стиль исполнения. В 1930 г. Ермолаев перешел в Большой театр.
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год