Роберт Иосифович Гербек
Заслуженный артист республики P. И. Гербек принадлежит к числу выдающихся советских танцовщиков, утвердивших новаторскую роль характерного танца. Начав творческий путь в 1930 г. на сцене Театра имени Кирова, Гербек за 30 лет артистической деятельности во многом обновил выразительные средства характерного танца.
Исполнитель различных народных танцев, актер в коротком эпизоде создавал правдивый образ, раскрывал его национальное своеобразие характера. Особенно удавались ему испанские танцы. Выступал ли он в салонном испанском танце в «Лебедином озере» или в бравурном Панадеросе из «Раймонды», танцевал ли темпераментного Эспаду в «Дон Кихоте», Гербек неизменно покорял благородной манерой исполнения, горделивой грацией, острым и четким ритмом, строгой красотой пластического рисунка. Тонко чувствуя стиль произведения, в каждый балет он вносил новые краски, иные оттенки.
Поиски образной выразительности определили творческий путь танцовщика. Стремление к созданию законченных характеров привело к появлению в его репертуаре таких партий, как Керим в «Партизанских днях», Заал в «Сердце гор», Нурали, Абдерахман, Ли Шан-фу, Шурале. Наряду с танцевальными, в его репертуаре ряд пантомимных партий — Гирей в «Бахчисарайском фонтане», Клод Фролло в «Эсмеральде», Красс в «Спартаке», Герт в «Тропою грома». Выдающийся успех принесло Гербеку исполнение роли Тибальда в «Ромео и Джульетте». Актер создал образ большой психологической глубины, шекспировского размаха.
Творческие искания Гербека не ограничиваются сценой Кировского театра. С 1947 г. он руководит организованным им Ансамблем классического танца, который во многих городах страны показывал балеты «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан».
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год