На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Елизавета Павловна Гердт

Революционный 1917 г. застал Е. П. Гердт в расцвете творчества. Ее артистическая жизнь началась в 1908 г. на сцене Мариинского театра, в труппу которого она вступила после окончания Петербургского балетного училища. От своих учителей — выдающихся педагогов начала века — балерина унаследовала высокую культуру танца.

Гердт была балериной строгой академической манеры исполнения. Она избегала всего броского, нарочитого, эффектного. Сдержанный, величественно-спокойный танец Гердт таил в себе особенное очарование, развертывался в мягкой, певучей кантилене, завораживая красотою линий, скульптурностью поз, совершенством пластического рисунка. Танцевала она с безупречной чистотой, сохраняя абсолютную законченность формы. Гердт исполняла главные партии классического репертуара.

В каждой из ролей, будь то Никия, Аврора или Жизель, она оставалась самой совершенной танцовщицей. Ее сферой стал исключительно классический танец. Чем обобщеннее был его хореографический язык, тем увереннее чувствовала себя в нем танцовщица. Поэтому к лучшим ее созданиям принадлежат партии Одетты, Авроры, Раймонды.

В 1928 г. Гердт оставила сцену и посвятила себя педагогической деятельности. Преподавала в Ленинградском хореографическом училище, а с 1934 г.— в Московском и труппе Большого театра. Традиции русской балетной школы замечательная классическая танцовщица передает новому поколению артистов.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →