На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Ольга Генриховна Иордан

Выпуск Ленинградского хореографического училища 1926 г. стал знаменательным его окончили Иордан, Анисимова, Ермолаев; своим творчеством они расширили грани балетного исполнительского искусства, утвердили в нем собственный исполнительский стиль. Для экзаменационного спектакля был возобновлен балет Р. Дриго «Талисман». Ведущую классическую партию танцевала юная Иордан. Владение виртуозной техникой позволило балерине с легкостью преодолеть немалые трудности партии. Приглашенная в труппу театра, она вскоре заняла в нем ведущее положение.

Актерская индивидуальность Иордан была яркой, своеобразной. Танец ее, экспрессивный, порывистый, широкий, полный жизненной силы, поражал сверкающей техникой, отточенностью движений, неожиданностью акцентов. Поток стремительных вращений, сложных комбинаций, проделанных в головокружительном темпе, сменяли легкие, воздушные прыжки. При этом ее танец всегда был четко, даже остро и резко очерчен.

Репертуар Иордан был обширен и разнообразен. Она выступала в классических балетах, исполняя партии Одетты — Одиллии, Китри, Медоры, Эсмеральды, Гамзатти. Но образы старых балетов расцвечивались балериной новыми красками; традиционные партии получали новое звучание. Особое место в репертуаре Иордан занимали роли, созданные в спектаклях советских балетмейстеров. Она была первой исполнительницей партии Дивы в «Золотом веке», Жанны в «Пламени Парижа», Заремы в «Бахчисарайском фонтане». Индивидуальность танцовщицы во многом определила пластическое решение этих партий.

В годы войны Иордан оставалась в блокированном Ленинграде. Она собрала балетную труппу, которая в трудную пору давала спектакли в осажденном городе. В 1950 г. Иордан оставила сцену. Педагогическую деятельность она начала в Ленинградском хореографическом училище еще в 1939 г. Сейчас Иордан преподает в Московском хореографическом училище и работает с актерами Большого театра.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →