На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Ирина Александровна Колпакова

В 1951 г. состоялся последний при жизни А. Я. Вагановой выпуск Ленинградского хореографического училища. Среди учениц прославленного педагога, окончивших в тот год училище, была одаренная девушка Ирина Колпакова. На выпускном спектакле она покорила зрителей грацией, одухотворенностью танца и была по праву зачислена в труппу Театра имени Кирова. Так начался путь балерины, известной сейчас во всем мире.

Уже в первые сезоны работы в театре определилась приверженность юной актрисы классическому танцу. С безупречным чувством стиля, изяществом, легкостью и чистотой танцует она такие сугубо классические партии, как принцесса Флорина и Повелительница дриад. Со временем эти черты творческой индивидуальности, помноженные на блестящее мастерство, снискали Колпаковой мировую известность в партиях Авроры и Раймонды.

Светлое, прекрасное искусство молодой балерины с каждым годом становилось все совершеннее: новые роли открывали и новые грани ее пленительного таланта. Мастер классической хореографии, Колпакова в то же время по-настоящему современная танцовщица. С огромным успехом выступает она в балетах советских композиторов. Прелестна и трогательна ее Катерина в «Каменном цветке», мужественна и нежна Его любимая в «Береге надежды», самоотверженна и возвышенна Джульетта. В исполнении каждой из этих партий артистка вносит элементы лирики и романтики, сочетание которых придает ее танцам неповторимое своеобразие.

В списке ролей народной артистки СССР Колпаковой две роли занимают особое место. Это — Ширин и Золушка. Балет «Легенда о любви» принес актрисе всеобщее признание. Ширин — Колпакова вся из сказочной легенды и в то же время — абсолютно достоверный образ самозабвенно полюбившей девушки. Чарующая, пряная поэзия Востока и высокая целомудренность сливаются в ее танце, захватывающем своей пластической напевностью.

Совсем иная Колпакова в прокофьевском балете. Танец балерины пленяет легким, ажурным, наполненным солнечным светом рисунком. Золушка — Колпакова воплощение женственности, очарования юности, добра. В образах Ширин и Золушки наиболее полно проявилась главная тема творчества Колпаковой — тема нравственной чистоты и цельности человеческой личности.

Одна из последних учениц Вагановой, воспитанная в лучших традициях классической школы, Колпакова обогатила искусство хореографии мироощущением советской актрисы, и это делает ее творчество передовым и глубоко современным.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →