Андрей Васильевич Лопухов
Творческая жизнь замечательного характерного танцовщика, заслуженного артиста РСФСР А. В. Лопухова прошла на сцене Театра оперы и балета имени Кирова. В 1916 г. он окончил Петроградское театральное училище и был принят в труппу Мариинского театра. Через 2 года Лопухов становится ведущим характерным танцовщиком театра, и остается им в течение последующих трех десятилетий. Артистическую деятельность Лопухов совмещал с репетиторской и педагогической работой. Крупнейший знаток народно-характерного танца, он в содружестве с А. И. Бочаровым и А. В. Ширяевым написал интереснейший учебник «Основы характерного танца».
«...А. В. Лопухов был танцовщиком и педагогом самого высокого класса... Во всех своих партиях он восхищал зрителя, да и нас, специалистов, чистотой техники, строгостью, изяществом формы и порывистым темпераментом. Он был первоклассным исполнителем испанских, венгерских, цыганских и польских, которые в изобилии насыщают балеты Петипа и Горского и которые я определяю как классическую форму характерного танца. Находились люди, которые превознося его как танцовщика, отрицали у него наличие актерских данных. Но он опроверг это, создав два необыкновенно ярких танцевальных образа, причем резко контрастных. Это Нурали в «Бахчисарайском фонтане» и Меркуцио в «Ромео и Джульетте». Пожалуй, его можно даже считать первым из характерных танцовщиков, достигшим в этой области таких поразительных результатов». (М. Михайлов).
«...Имя Андрея Васильевича Лопухова неразрывно связано с исканиями, экспериментами, со всем новым, что зарождалось и вырастало в стенах нашего театра. Андрей Васильевич... первый и непревзойденный исполнитель Баска, Нурали, Меркуцио и множества других партий... Я не знаю более достойного примера истинного художника, педагога и человека» (И. Бельский).
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год