Аскольд Анатольевич Макаров
Народный артист РСФСР А. А. Макаров — представитель второго поколения мастеров советского балета. Он пришел из Ленинградского хореографического училища в Театр имени Кирова в пору творческой зрелости Сергеева, Дудинской, Вечесловой, Балабиной. Это был 1943 год.
Первые сезоны начинающий актер танцевал в кордебалете, но природная одаренность и редкое трудолюбие выделили Макарова в ряды ведущих солистов. Одну за другой молодому актеру начинают поручать такие сложные партии, как принц Зигфрид, Солор, Жан де Бриен, Базиль... Первой премьерой артиста в советском балете была роль Ма Ли-чена в «Красном маке». В этих работах Макарова выявились характерные черты его творческой индивидуальности — героический мужественный танец, скульптурная пластика, стремление лепить укрупненные сценические характеры. В дальнейшем эти особенности танцевальной лексики актера стали главными и определили успех Макарова в современных балетах.
Лучшие, наиболее значительные работы Макарова — Батыр в «Шурале», Спартак в одноименном балете А. Хачатуряна, Рыбак в «Береге надежды», Поэт в хореоплакате «Клоп». О. Берггольц после премьеры спектакля «Клоп» писала: «Уходит занавес, и на сплошном черном фоне сцены высвечивается фигура Маяковского (артист А. Макаров) в легких серых брюках, в легком белом свитере, перекрещенном черными линиями. Он стоит, высоко подняв голову в ораторской позе, вскинув руку. Спортивен четкий шаг, еще поворот, затем саженьи шаги, еще поворот, и вновь — на мгновенье застывший в озорном летящем порыве — сейчас он начнет говорить, «работать» на эстраде. Я узнала его. Ну, конечно, это тот Маяковский, Маяковский нашей юности — озорной, веселый, доверчивый, смелый, грубиян и нежнейший лирик...»
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год