На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Аскольд Анатольевич Макаров

Народный артист РСФСР А. А. Макаров — представитель второго поколения мастеров советского балета. Он пришел из Ленинградского хореографического училища в Театр имени Кирова в пору творческой зрелости Сергеева, Дудинской, Вечесловой, Балабиной. Это был 1943 год.

Первые сезоны начинающий актер танцевал в кордебалете, но природная одаренность и редкое трудолюбие выделили Макарова в ряды ведущих солистов. Одну за другой молодому актеру начинают поручать такие сложные партии, как принц Зигфрид, Солор, Жан де Бриен, Базиль... Первой премьерой артиста в советском балете была роль Ма Ли-чена в «Красном маке». В этих работах Макарова выявились характерные черты его творческой индивидуальности — героический мужественный танец, скульптурная пластика, стремление лепить укрупненные сценические характеры. В дальнейшем эти особенности танцевальной лексики актера стали главными и определили успех Макарова в современных балетах.

Лучшие, наиболее значительные работы Макарова — Батыр в «Шурале», Спартак в одноименном балете А. Хачатуряна, Рыбак в «Береге надежды», Поэт в хореоплакате «Клоп». О. Берггольц после премьеры спектакля «Клоп» писала: «Уходит занавес, и на сплошном черном фоне сцены высвечивается фигура Маяковского (артист А. Макаров) в легких серых брюках, в легком белом свитере, перекрещенном черными линиями. Он стоит, высоко подняв голову в ораторской позе, вскинув руку. Спортивен четкий шаг, еще поворот, затем саженьи шаги, еще поворот, и вновь — на мгновенье застывший в озорном летящем порыве — сейчас он начнет говорить, «работать» на эстраде. Я узнала его. Ну, конечно, это тот Маяковский, Маяковский нашей юности — озорной, веселый, доверчивый, смелый, грубиян и нежнейший лирик...»

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →