Наталия Романовна Макарова
В 1959 г. Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой окончила способнейшая танцовщица Н. Р. Макарова. Принятая в труппу Театра имени Кирова, она в первый же свой сезон исполнила заглавную партию в балете «Жизель». Это выступление начинающей артистки было примечательным — Макарова заявила о себе как о танцовщице, обладающей ярко своеобразной индивидуальностью. Ее одухотворенный танец приковывал внимание. Самобытность дарования артистки подтвердилась в последующих работах.
Воспитанная в лучших традициях академической школы, Макарова удивительно современная танцовщица, и это сочетание составляет отличительную и притягательную особенность ее искусства. В исполнении Макаровой Джульетта, Мария, Одетта — Одиллия, Жизель, Кривляка, Золушка, Зоя Березкина — образы, отмеченные вдохновением и интеллектом художника, пронизанные дыханием сегодняшнего дня. Танцовщица тонко чувствующая, Макарова умеет вскрыть подтекст роли, осмыслить его и передать в зрительный зал. Ее героиням свойственна подлинная человечность, глубина чувств, определенность характера.
Танец Макаровой пластичен и выразителен. Надолго запоминаются ее нервные, «говорящие» руки, высокий, стремительный прыжок, легкий изящный шаг. «Нам хочется сравнить талант Макаровой, танцующей сегодня на берегах Темзы, с очарованием белой ленинградской ночи — настолько он самобытен, оригинален и прекрасен»,— отмечала во время гастролей Театра имени С. М. Кирова английская газета. В этих словах — образная и точная характеристика дарования Макаровой.
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год