На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Наталия Романовна Макарова

В 1959 г. Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой окончила способнейшая танцовщица Н. Р. Макарова. Принятая в труппу Театра имени Кирова, она в первый же свой сезон исполнила заглавную партию в балете «Жизель». Это выступление начинающей артистки было примечательным — Макарова заявила о себе как о танцовщице, обладающей ярко своеобразной индивидуальностью. Ее одухотворенный танец приковывал внимание. Самобытность дарования артистки подтвердилась в последующих работах.

Воспитанная в лучших традициях академической школы, Макарова удивительно современная танцовщица, и это сочетание составляет отличительную и притягательную особенность ее искусства. В исполнении Макаровой Джульетта, Мария, Одетта — Одиллия, Жизель, Кривляка, Золушка, Зоя Березкина — образы, отмеченные вдохновением и интеллектом художника, пронизанные дыханием сегодняшнего дня. Танцовщица тонко чувствующая, Макарова умеет вскрыть подтекст роли, осмыслить его и передать в зрительный зал. Ее героиням свойственна подлинная человечность, глубина чувств, определенность характера.

Танец Макаровой пластичен и выразителен. Надолго запоминаются ее нервные, «говорящие» руки, высокий, стремительный прыжок, легкий изящный шаг. «Нам хочется сравнить талант Макаровой, танцующей сегодня на берегах Темзы, с очарованием белой ленинградской ночи — настолько он самобытен, оригинален и прекрасен»,— отмечала во время гастролей Театра имени С. М. Кирова английская газета. В этих словах — образная и точная характеристика дарования Макаровой.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →