На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Александр Михайлович Монахов

Заслуженный деятель искусств РСФСР А. М. Монахов был в течение многих лет ведущим характерным танцовщиком Театра оперы и балета. Петербургское театральное училище он окончил (1902 г.) под руководством основоположника современной русской школы характерного танца А. В. Ширяева. Монахов был виртуозным исполнителем испанских, польских, венгерских и других танцев в балетных спектаклях. Огромный темперамент, выразительная пластика, благородство поз, красота и четкость движений составляли основные черты своеобразного дарования артиста. Кроме характерных танцев, Монахов исполнял и роли мимического плана: Ганса в «Жизели», Брамина в «Баядерке», Абдерахмана в «Раймонде», Клода Фролло в «Эсмеральде»... Замечательный мастер характерного танца Монахов успешно занимался педагогической деятельностью.

Известные впоследствии артисты Вдовина, Стуколкина, Анисимова, А. Лопухов, Михайлов, Корень, Гербек и другие посещали класс Монахова, изучая его методику и стиль. В 1931 году Монахов переехал в Москву и работал там в Хореографическом училище, воспитав и там плеяду характерных танцовщиков.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →