На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Валерий Матвеевич Панов

Хореографическое училище имени Вагановой — Театр имени Кирова — такая последовательность составляет начало творческой биографии почти всех артистов балета Кировского театра. У В. М. Панова жизнь сложилась иначе. Окончив в 1957 г. Ленинградское хореографическое училище, он стал артистом Малого театра оперы и балета. Здесь к нему пришло признание и успех. Панов танцует центральные партии в спектаклях «Лебединое озеро», «Семь красавиц», «Сольвейг», «Корсар», «Сильнее любви», «Болеро», «Цветы», но особенно удаются ему партии, требующие от исполнителя виртуозного танца и высокого актерского мастерства. Петрушка, Дафнис, Хулиган — лучшие работы Панова на сцене Малого театра оперы и балета.

С 1963 г. Панов — солист балета Театра имени Кирова. В его репертуаре — роли разноплановые и сложные. К числу наиболее значительных относятся партии Фрондосо и Базиля, Евгения и Армена, Гения вод и Голубой птицы. В исполнение каждой из них танцовщик вносит характерные для его творческой индивидуальности особенности: эмоциональность и выразительность актерской игры, динамику и искрометность танца.

Панов наделяет своих героев определенными, ярко выраженными чувствами и стремлениями, непосредственно вытекающими нз музыкального текста роли и это тоже одна из особенностей актерского искусства танцовщика, определяющая его танцевальную лексику. Стиль мужского героического танца, волевого, энергичного, бравурного, рожденный советской балетной школой, оказался наиболее близким индивидуальности актера.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →