На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Владимир Иванович Пономарёв

В 1934 г. солисту Театра имени Кирова В. И. Пономареву в награду за большой труд актера, за плодотворное служение хореографическому искусству было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР. 40 лет жизни отдал Пономарев ленинградскому балету. Он был актером, педагогом, репетитором, балетмейстером. На этом поприще он оставался творчески окрыленным, кровно заинтересованным в процветании советской хореографии.

«...В жизни советского балетного искусства Пономарев сыграл немаловажную роль. Свое хореографическое образование, как и большинство актеров нашей труппы, он получил в прославленной «Петербургской академии танца». Сразу же по окончании ее, в 1911 году, он пришел работать в театр... Репертуар Владимира Ивановича был довольно обширен. Начав карьеру танцовщика с классических дуэтов и трио, Пономарев в послереволюционный период пришел к таким ведущим ролям, как Колен в «Тщетной предосторожности», Франц в «Коппелии», Арлекин в «Карнавале», Петрушка. С годами, как и многие из нас, он переключился на роли игрового плана. Но главной его заслугой перед советским балетом была не актерская деятельность. Превосходный знаток основ мужского классического танца, В. И. Пономарев на протяжении трех десятилетий вел этот предмет в выпускных классах школы и в классе усовершенствования артистов труппы. Именно эта работа и увековечила его имя. Бережно храня великолепные традиции, завещанные мастерами прошлого, он охотно передавал их молодым поколениям танцовщиков... Под его опытным глазом педагога зрело танцевальное мастерство В. М. Чабукиани, К. М. Сергеева и др.» (М. Михайлов).

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →