Марина Тимофеевна Семёнова
Творческий путь народной артистки РСФСР М. Т. Семеновой начался необычайно рано и ярко. Ученицу А. Я. Вагановой, 17-летнюю выпускницу хореографического училища приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балета сразу на положение ведущей солистки. Причиной блестящего начала артистической жизни явилось редчайшее дарование юной Семеновой, ее пленительной красоты и одухотворенности танец.
Всего 4 года (1925—1929) танцевала Семенова на ленинградской сцене, но за короткий срок актриса создала такие совершенные образы, которые прославили ее и в дальнейшем в Большом театре. В Ленинграде Семенову впервые увидели на сцене в партиях Одетты — Одиллии, Никии, Авроры, Раймонды, принцессы Флорины. Эти работы молодой балерины были признаны исключительным, высокохудожественным явлением хореографического искусства. Годы, проведенные в Ленинградском театре,— важнейшая страница в творческой биографии Семеновой. Здесь зародилось мастерство балерины, формировался новаторский стиль ее танцевального искусства, ставшего классическим образцом советской хореографии.
«...Первой выдающейся артисткой, прошедшей полностью курс Хореографического техникума после Октябрьской революции, была М. Т. Семенова. Ввиду исключительных способностей она была выпущена на сцену, не достигнув семнадцатилетнего возраста. Артистка, обладающая исключительным, многогранным талантом, Семенова, проработав несколько лет в Ленинграде, была приглашена в Москву. Лучшая из лучших, целиком воспитанная в духе новой советской школы, она служит блестящим образцом даже для старших своих товарищей по работе...» (А. Ваганова).
«...Вопреки строгим запретам посещать театр ученицам, если они не заняты в спектакле, я с высоты галерки пересмотрела все спектакли с участием Семеновой. Меня восхищали, привлекали и героический стиль ее танца, и ее удивительная сценическая свобода, и захватывающая широта движений, и скульптурность жеста, и ее руки, выразительные и необыкновенно красивые. Ее танец резко отличался от танца других ведущих балерин театра, и преимущество было на его стороне. За ним я невольно видела того педагога, талантом которого отшлифован, одухотворен этот изумительный танец...» (Н. Дудинская).
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год