На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Константин Михайлович Сергеев

На протяжении трех десятилетий ведущие партии почти во всех балетных спектаклях Театра имени Кирова, партии самые разноплановые, с большим успехом исполнял выдающийся советский танцовщик народный артист СССР К. М. Сергеев. Окончив в 1930 г. техникум при ленинградском Хореографическом училище, Сергеев в тот же год стал артистом Театра оперы и балета. С этого времени творческий путь артиста неразрывно связан с историей Кировского театра. Сергеев — непременный участник всех крупных работ театра — постановок новых балетов советских композиторов и возобновлений классического наследия.

Его искусство, представляющее редчайший сплав мастерства замечательного классического танцовщика и актера-мыслителя, во многом определило успех ряда спектаклей театра, в которых Сергеев был первым исполнителем главных партий.

«...Среди советских танцовщиков К. М. Сергеев занимает особое место. О воплощении им разнообразных партий его обширного репертуара можно и должно говорить как о танце-игре. Какую бы роль ни воплощал он — лирическую, драматическую или трагедийную, романтическую или бытовую по основному колориту,— зритель прежде всего воспринимает конкретный сценический образ живого, мыслящего, чувствующего человека. И не человека вообще, а конкретную данную личность, носителя характера, представителя определенной эпохи и определенной среды... Сергеев признан художником-лириком, поэтом танца. И эта справедливая репутация прочно закрепилась за ним. Действительно, с первых своих выступлений он показал себя как одухотворенный лирический поэт, поющий свои хореографические арии и дуэты любовного содержания в «Лебедином озере», «Жизели», «Щелкунчике», «Шопениане», в «Бахчисарайском фонтане» на проникновенно нежной интонации, на исключительно мягкой фразировке... Лиризм Сергеева не сразу обозначился как мужественный и пафосный. Именно качественное изменение лирического содержания ролей и стало для Сергеева путем выхода из узких рамок амплуа. От лирики элегической, характеризовавшей его выступления начала 30-х годов, он вскоре же перешел к лирике драматической. Уже в Люсьене («Утраченные иллюзии») можно говорить о равномерности лирического и драматического начал его искусства. Далее — в Ромео — лиризм исполнения поднялся у него до уровня подлинной трагедийности. А перед Великой Отечественной войной и в послевоенные годы стал отчетливо определяться лирико-пафосный, лирико-героический стиль Сергеева, с глубокой полнотой выявившийся в его исполнении партий-ролей Остапа в «Тарасе Бульбе», Принца в «Золушке», де Бриена в «Раймонде», Евгения в «Медном всаднике»...» (В. М. Богданов-Березовский).

Лирико-героический пафос, свойственный творческому почерку Сергеева, ярко проявился в одной из последних работ актера — партии Ленни в балете «Тропою грома».

В этом спектакле Сергеев создал удивительно достоверный, обаятельный и мужественный образ цветного юноши — борца за свободу и равноправие своего обездоленного народа. Как и всегда, психологическая глубина в раскрытии внутреннего мира героя сочеталась и здесь с совершенством танцевального мастерства.

В пору своей творческой зрелости Сергеев выступил и как интересный балетмейстер. Он много работает над возобновлением классического наследия и является постановщиком балетов «Золушка», «Тропою грома», «Далекая планета». Много лет Сергеев — главный балетмейстер театра.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →