На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Алла Ивановна Сизова

Блестящим был дебют А. Сизовой в Кировском театре. Еще ученицей выпускного класса она станцевала Машу в «Щелкунчике», Повелительницу дриад в «Дон Кихоте», а на выпускном спектакле па-де-де из «Корсара» и Флорину из «Спящей красавицы». Труднейшую партию Повелительницы дриад и классический дуэт из «Корсара» Сизова танцевала виртуозно. Исключительные способности балерины, легкость и протяженность прыжков, гармоническая красота линий, четкость хореографического рисунка обратили на нее внимание знатоков и любителей балета. В роли Маши она подкупала простотой и непосредственностью исполнения, просветленностью образа.

В 1958 г., закончив Хореографическое училище по классу И. А. Камковой, Сизова становится солисткой Театра имени Кирова. В образах, созданных Сизовой, сказалось ее тяготение к лирике, к поэтической задушевности. По своему характеру Сизова — классическая танцовщица академического стили. Большой успех принесла Сизовой сложнейшая партия Авроры, за исполнение которой в фильме-балете «Спящая красавица» Парижская академия танца наградила ее дипломом имени Анны Павловой.

Современная хореография потребовала от Сизовой иной образности, обогатила ее танец новыми красками. Воплощай образ Катерины в «Каменном цветке», Сизова нашла своеобразную манеру исполнении, придав своему танцу мягкую напевность русской пластики. Романтизируя обобщенный образ Девушки в «Ленинградской симфонии», балерина акцентирует в нем лирические интонации. В исполнительской манере Сизовой нет ничего броского, нарочитого. Ее героини, застенчивые и трогательные, искренние и открытые, полны ясности и душевной чистоты. Такими предстали ее Катерина, Марин, Жизель, Золушка. Дездемона, Ширин. «Танец Сизовой — то широкий, волевой, воздушный, то мягкий, лиричный, скользящий — всегда одухотворенный, всегда выразительный»,— так характеризует искусство балерины Н. М. Дудинская.

В 1964 году Сизова удостоена звания лауреата на конкурсе классического танца в Варне, а в 1966 году ей присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →