Николай Александрович Солянников
В числе первых деятелей советского театра, удостоенных почетного звания заслуженного артиста республики,— П. А. Солянников. Замечательный мастер хореографического искусства Солянников прожил в театре долгую и интересную жизнь. Воспитанник Петербургского театрального училища, он был принят в Мариинский театр в 1891 г. и выступал на его сцене более 50 лет. Актер исполнял самые разнообразные партии в классических и современных балетах. Солянников работал с прославленным балетмейстером Петипа и Ивановым, танцевал в постановках Фокина, принимал активное участие в спектаклях советских балетмейстеров. Обладая незаурядными способностями драматического актера, редкой по выразительности пластикой, тонкой музыкальностью, Солянников являлся блистательным исполнителем ролей игрового плана. Его герои — Великий брамин в «Баядерке», Пьеро в «Карнавале», Дон Кихот, Клод Фролло в «Эсмеральде», Король Флорестан в «Спящей красавице», Злой гений в «Лебедином озере», Рене де Бриенн в «Раймонде» и другие, казались живыми и достоверными, ибо имели свой точно найденный характер.
Неповторимые по индивидуальной трактовке образы создал актер в балетах советских композиторов: Хуан в «Лауренсии», Король Людовик XVI в «Пламени Парижа», Капулетти в «Ромео и Джульетте», Джамал в «Гаянэ».
«...Н. А. Солянников — актер широкого и разностороннего амплуа. Комедийные, трагические и просто «представительные» роли одинаково ему удаются. Он отлично владеет техникой жеста условной старобалетной пантомимы. Он безукоризнен в новых современных балетах, где нет условной пантомимы, где требуется реалистическая игра. У этого выдающегося мастера сцены великолепное чутье, знание и понимание стиля, умение в любом жанре балетного спектакля быть органичным и вместе с тем всегда неповторимо оригинальным...» (П. Гусев).
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год