Татьяна Михайловна Вечеслова
Выдающаяся советская балерина, заслуженный деятель искусств РСФСР Т. М. Вечеслова — одна из самых активных участников рождения советской хореографии. Окончив в 1928 г. Ленинградское хореографическое училище по классу А. Я. Вагановой, она в том же году пришла в театр и покинула его сцену лишь четверть века спустя. Период работы Вечесловой ознаменовался первыми достижениями ленинградского балета. Это были годы создания таких значительных спектаклей, как «Красный мак», «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Сердце гор», «Лауренсия», «Гаянэ», «Золушка», «Татьяна», «Медный всадник». В большинстве из них Вечеслова была первой исполнительницей центральных ролей, и ее выдающийся талант танцовщицы и драматической актрисы во многом определил успех этих постановок.
Хореографическое мастерство Вечесловой опиралось на лучшие традиции классической школы и в то же время наполнено дыханием современности. Актриса новой формации, Вечеслова — яркий представитель психологически осмысленного реалистического балетного искусства. Что бы ни танцевала актриса — лукавую простушку Лизу в «Тщетной предосторожности», темпераментную красавицу Китри в «Дон Кихоте» или одну из своих коронных ролей — Эсмеральду в балете Пуни — она также, как и в балетах советских композиторов, оставалась современной танцовщицей, первооткрывателем в создании жизненно правдивых сценических образов.
Классическая балерина, Вечеслова одновременно и замечательная драматическая артистка. Диапазон ее творчества отличался широтой, многообразием. С одинаковым успехом исполняла она роли трагические и комедийные. Об этом свидетельствуют такие ее работы, как мастерски воплощенные образы пушкинской Заремы, Паскуалы («Лауренсия»), Эсмеральды, Кривляки («Золушка»), Жизели, Нунэ («Гаянэ»).
Искусство балерины пользовалось признанием не только в нашей стране, но и за ее пределами. Вечеслова была первой советской балериной, выступившей в 1934 г. за рубежом (вместе с В. Чабукиани).
Вечеслова прожила на сцене Театра оперы и балета долгую и блестящую творческую жизнь. Уйдя со сцены, актриса продолжает работать в своем театре как талантливый педагог-репетитор, щедро делящийся с молодежью своими знаниями, воспитывая в ней неугасимое стремление к красоте и правде.
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год