Нина Алексеевна Железнова
В числе лучших учениц А. Я. Вагановой, окончивших Хореографическое училище в 1932 г., была Н. А. Железнова. На сцене Театра имени Кирова прошел весь ее творческий путь. Железнова танцевала во многих спектаклях театра. Она исполняла сольные и ведущие партии. В списке ее ролей — партии Сольвейг («Ледяная дева»), Марии («Бахчисарайский фонтан»), Мирейль де Пуатье («Пламя Парижа»), Панночки («Тарас Бульба»), Снегурочки («Весенняя сказка»), Кривляки («Золушка»). Танец Железновой отличался чистотой формы, поэтичностью, грацией. Ей близки были образы лирических героинь, светлых, возвышенных. Пастельные тона преобладали в ее трактовке партий Царь-девицы в «Коньке-Горбунке», Маши в «Щелкунчике», Одетты — Одиллии в «Лебедином озере», Лизы в «Тщетной предосторожности». Если характер ее танца перевести на язык музыкальной терминологии, то его динамическая сфера близка понятиям пианиссимо и бесконечной цепи крещендо и диминуендо, а тембральное определение родственно солирующей скрипке с ее безграничными эмоциональными возможностями.
Мастер классического танца Железнова, завершив сценическую карьеру, перешла на педагогическую работу. Преподавала в Хореографическом училище имени Вагановой. Ее деятельность отмечена званием заслуженной артистки Таджикской ССР.
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год