На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Нина Алексеевна Железнова

В числе лучших учениц А. Я. Вагановой, окончивших Хореографическое училище в 1932 г., была Н. А. Железнова. На сцене Театра имени Кирова прошел весь ее творческий путь. Железнова танцевала во многих спектаклях театра. Она исполняла сольные и ведущие партии. В списке ее ролей — партии Сольвейг («Ледяная дева»), Марии («Бахчисарайский фонтан»), Мирейль де Пуатье («Пламя Парижа»), Панночки («Тарас Бульба»), Снегурочки («Весенняя сказка»), Кривляки («Золушка»). Танец Железновой отличался чистотой формы, поэтичностью, грацией. Ей близки были образы лирических героинь, светлых, возвышенных. Пастельные тона преобладали в ее трактовке партий Царь-девицы в «Коньке-Горбунке», Маши в «Щелкунчике», Одетты — Одиллии в «Лебедином озере», Лизы в «Тщетной предосторожности». Если характер ее танца перевести на язык музыкальной терминологии, то его динамическая сфера близка понятиям пианиссимо и бесконечной цепи крещендо и диминуендо, а тембральное определение родственно солирующей скрипке с ее безграничными эмоциональными возможностями.

Мастер классического танца Железнова, завершив сценическую карьеру, перешла на педагогическую работу. Преподавала в Хореографическом училище имени Вагановой. Ее деятельность отмечена званием заслуженной артистки Таджикской ССР.

С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →