Николай Александрович Зубковский
Полетным называли танец Зубковского. Легкий прыжок, исключительный по высоте и продолжительности, придавал его выступлениям необыкновенный характер. Труднейшие прыжковые вариации — как в партиях Голубой птицы («Спящая красавица») и Золотого божка («Баядерка») — исполнялись с виртуозным блеском, на редкость свободно, непринужденно. Элевация и большой баллон во многом определили исполнительский стиль Зубковского. Танец Зубковского характеризовался мягкой пластикой, красотой линий, чистотой рисунка.
В 1931 г. состоялось первое выступление танцовщика в Театре имени Кирова. Но его актерский талант раскрылся в другом коллективе. Известность принесло ему исполнение партии Арлекина в спектакле Малого оперного театра. На этой сцене он создал ряд комедийных характеров — Колена в «Тщетной предосторожности», Рене в «Фадетте», Бесенка в «Сказке о попе», Труффальдино в «Мнимом женихе».
Заслуженный артист РСФСР Зубковский одновременно выступал на сцене двух театров. Интересным актерским решением, психологической глубиной были отмечены образы, созданные им в Театре имени Кирова,— Базиля, Меркуцио, Карена («Гаянэ»), Принца («Золушка»), Ли Шан-фу («Красный мак»).
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год