Розалия Григорьевна Горская
В числе молодых вокалистов, пришедших в б. Мариинский театр сразу после Октября, одно из первых мест принадлежит заслуженной артистке РСФСР Р. Г. Горской. Блестяще закончив Петербургскую консерваторию в 1913 г., она начала петь в театрах Киева, а через 2 года была приглашена в оперную труппу Народного дома в Петербурге. Первые выступления молодой певицы привлекли внимание публики и критики музыкальностью исполнения, легкостью колоратуры и поэтичностью облика актрисы. Горская нередко выступала в спектаклях с участием Шаляпина и Собинова и была признана достойным партнером корифеев оперного театра.
Вступив в труппу б. Мариинского театра в 1918 г., Горская стала ведущей исполнительницей сложнейших сопрановых партий. Созданные ею образы кокетливой и грациозной Розины, поэтичной Волховы, Лейлы и Лакме утверждали высокую музыкальную культуру в трудные годы становления советского оперного театра.
Талант Горской быстро достиг расцвета, каждая новая работа певицы становилась явлением в жизни театра. Одной из первых советских артисток Горская увлеклась идеей создания нового оперного коллектива (ныне Малого театра оперы и балета) и с успехом выступала на сценах двух театров Ленинграда.
Каждая роль Горской была не только удачей певицы, но и школой мастерства для молодых вокалистов. Наиболее близки творческой индивидуальности Горской были партии Виолетты («Травиата»), Джильды («Риголетто»), Филины («Миньон»), Марфы («Царская невеста»), Констанцы («Похищение из сераля»). Одна из лучших работ Р. Г. Горской — партия Шемаханской царицы («Золотой петушок»).
С. М. Вольфсон. «Мастера оперы», 1967 год