Александра Андреевна Халилеева
Среди окончивших в 1932 г. вокальный факультет Московской консерватории была талантливая певица Халилеева. Она стремилась на оперную сцену и, чтобы усовершенствоваться в избранной профессии, поступила в аспирантуру Ленинградской консерватории к известному педагогу 3. П. Лодий. Так Халилеева вошла в музыкальную жизнь Ленинграда.
Вначале молодая певица выступала в Оперной студии консерватории, а с 1936 г. стала солисткой Театра имени Кирова. Здесь прошел весь ее творческий путь. Трудно перечислить партии, исполненные Халилеевой. Она пела почти во всех спектаклях театрального репертуара: Людмилу и Джильду, Антониду и Виолетту, Маргариту и Волхову, Царевну-Лебедь и донну Анну.
Халилеева обладала сильным и красивым сопрано. Ее голос привлекал слушателей звонкостью, чистотой звука, богатством оттенков. Вокальное искусство певицы отличалось тонкой нюансировкой музыкальной фразы, виртуозностью исполнения. Каждая из спетых ею партий, особенно в операх русских композиторов, отмечена глубоким проникновением в музыку и драматургию произведения, своеобразием трактовки, эмоциональной наполненностью и тем особенным свойством, которое зовется обаянием.
Мастерство Халилеевой завоевало всеобщее признание, и уже в 1947 г. певица была удостоена почетного звания народной артистки республики.
С. М. Вольфсон. «Мастера оперы», 1967 год