На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Софья Петровна Преображенская

Творческая деятельность народной артистки СССР С. П. Преображенской неразрывно связана с Театром имени Кирова. В 1928 г. партией Амнернс («Аида») началась долгая и счастливая певческая судьба Преображенской. Замечательный дирижер Д. И. Похитонов вспоминал позднее о первых репетициях молодой певицы: «Необыкновенная, какая-то особенная, в душу проникающая красота голоса, сила, эластичность, широкая, свободная кантилена, безукоризненная интонация и ритм поразили меня. Все разнообразие эмоций — от гнева, ревности, жажды мщения до страстной мольбы и пресмыкания перед неумолимыми жрецами — все находило верное и яркое отображение в изумительном голосе певицы...»

Драматическое меццо-сопрано Преображенской, голос исключительной силы, красоты и диапазона, предельная эмоциональность и выразительность определили основные черты созданных ею образов. Лучшие партии русского репертуара — Любаша («Царская невеста»), Марфа («Хованщина»), Графиня («Пиковая дама») — она готовила, пользуясь указаниями И. В. Ершова. Партию Любаши певица исполняла впервые еще в студенческую пору. Уже тогда определились черты сильной, страстной, волевой натуры Любаши. Позднее, совершенствуя исполнительское мастерство, артистка по-прежнему выдвигала на первый план действенное начало в характере своей героини. Преображенская — непревзойденная исполнительница роли Иоанны в «Орлеанской деве».

Актриса плодотворно работала над созданием образов в советских операх, впервые исполнила партии комсомолки Муси («Лед и сталь»), Матули («Щорс»), Степаниды («Князь-озеро»).

С годами Преображенская успешно овладела ролями лирико-характерного и комедийно-характерного плана, но наивысшими достижениями певицы всегда оставались партии, требующие сильного драматического напряжения, глубины психологического переживания. В западноевропейском репертуаре это были Азучена («Трубадур»), Амнерис («Аида»), Фрика, Вальтраута и Ортруда в операх Вагнера.

Преображенская являлась одной из интереснейших исполнительниц камерного репертуара. С особенным успехом она пела в Реквиемах Моцарта и Верди, «Песни и пляски смерти» Мусоргского. В дни блокады Ленинграда певица приняла участие в 1500 концертах; ее выступления всегда были для слушателей встречей с выдающимся мастером вокального искусства. Она имела право написать о себе: «Велика миссия актера, несущего народу радость встречи с искусством... Я получила возможность осуществить свою мечту и сама отдала все, чем богата».

С. М. Вольфсон. «Мастера оперы», 1967 год

к оглавлению →

Дирижёры

Оперному дирижёру принадлежит в театре почётная роль художественного руководителя. Именно дирижёр определяет в значительной степени развитие действия, интерпретацию оперного произведения...

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →