Марк Осипович Рейзен
В творческой биографии выдающегося оперного певца, народного артиста СССР М. О. Рейзена «ленинградский» период — небольшая, но чрезвычайно важная глава. Недолго (1925—1930 гг.) пел Рейзен на сцене Ленинградского театра оперы и балета, но именно в это время сформировалось его вокальное и актерское мастерство.
Рейзен исполнял партии Бориса Годунова, Досифея, Ивана Грозного, Руслана, Галицкого. Эти работы принесли актеру славу тонкого и глубокого интерпретатора русской классики. Незаурядное мастерство отличало и выступления певца в мировом оперном репертуаре. Уже в «ленинградские» годы зрителей покоряли и проникновенный, огромного диапазона и редкой красоты голос артиста и умение молодого певца создавать сценические образы большой драматической силы, удивительной психологической глубины.
«Когда я восстанавливаю в памяти наиболее яркие впечатления музыкальной юности, передо мной возникают две оперы: «Хованщина» и «Борис Годунов». Два образа потрясающей силы — Досифей и Борис и исполнитель обеих ролей — Марк Рейзен. Это было на рубеже 20—30-х гг. Я хорошо помню, какой живой интерес у московских любителей музыки вызвал спектакль «Борис Годунов» с участием уже знаменитого тогда молодого ленинградского баса... Особенно ярко вырисовывалась могучая, величественная артистическая фигура Рейзена, особенно ярко звучал его прекрасный, исполненный огромной внутренней силы, музыкальнейший голос... Марк Осипович Рейзен — редкий пример счастливого сочетания равно замечательного певца, музыканта и актера. Качества эти и порознь-то встречаются не часто, а вместе в одном человеке и совсем уж редко! ...Творческая жизнь Рейзена — великая страница нашей музыки, нашего театра...» (Д. Кабалевский).
С. М. Вольфсон. «Мастера оперы», 1967 год