Павел Максимович Журавленко
Народный артист Журавленко пришел в Петроградский театр оперы и балета в 1918 г. До этого в течение шести лет выступал в Театре музыкальной драмы. В творческой биографии артиста тесно переплелись два театра — Театр имени Кирова и Малый оперный. В течение всей жизни Журавленко пел на сцене того и другого театра. В первые годы творчества (1918—1921) талантливый актер был постоянным партнером Шаляпина.
40 лет продолжалась артистическая карьера выдающегося мастера оперы. Журавленко создал галерею колоритных реалистических образов. Особенно удавались певцу партии острохарактерные, комедийные и сатирические. Голос актера — сочный, глубокий бас — звучал выразительно и красиво во всех регистрах.
К числу наиболее значительных работ Журавленко относятся царь Салтан, Додон, Варлаам, Лепорелло, Фарлаф, Фальстаф, Черевик, Голова («Майская ночь»), Скула («Князь Игорь»), Еремка («Вражья сила»), Собакин («Царская невеста») и др.
«...Мощный талант певца, ярко проявившийся в буффонных и драматических партиях, поражал своей реалистической хваткой. Его исполнение было прежде всего высокомузыкальным. Конечно, его разносторонний талант наиболее полно выявился в трактовке образов классической русской и зарубежной оперы... Виртуозное владение голосом, пластика движений, глубокий естественный юмор, непринужденная легкость отмечали его исполнение...» (А. Гозенпуд).
С. М. Вольфсон. «Мастера оперы», 1967 год