На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Дирижёры Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Сергей Ельцин После отъезда Хайкина в Москву, функции главного дирижера и художественного руководителя театра были возложены на Сергея Витальевича Ельцина. Руководство оркестром он осуществлял дважды — с 1954 но 1956 гг. и с 1960 по 1962.

Ельцин начал работать в театре в 1928 году. Это высокообразованный музыкант пытливых исследовательских интересов. В работе над оперой он часто идет от анализа архивных данных, скрупулезно воссоздавая условия создания произведения, авторские варианты, очищая партитуру от наносных, накопленных временем образований. Огромная эрудиция позволяет ему необычайно широко охватывать процесс создания оперы композитором. Порой этот метод оборачивается против самого дирижера, цепко захватывая его творческое воображение и поворачивая слишком в «объективную» сторону. Стремление во что бы то ни стало воспроизвести композиторский замысел приводит к тому, что заслоняет задачу собственного индивидуального прочтения партитуры.

Ельцин способен впасть иногда и в другую крайность, давая конкретно натуралистическое или прямолинейно социологическое истолкование композиторского замысла в целом и даже в отдельных фрагментах музыки (вплоть до отдельных интонационных оборотов). Так было при осуществлении постановки оперы «Дон-Жуан» Моцарта.

«На счету» у Ельцина несколько крупных творческих удач, определившихся еще до периода его руководства театром. Это «Гугеноты» Д. Мейербера (1951), «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова (1950), в которой он сумел органически объединить все три редакции произведения. В «Псковитянке» раскрылся исследовательский дар дирижера, его уменье сопоставлять разные варианты, обнаруживая главную идею.

«Объективный» склад ума обусловливал у Ельцина склонность к картинно-изобразительным операм, что сказывалось во всех постановках опер Римского-Корсакова, в частности «Садко», осуществленном в 1953 году. Прекрасно был схвачен дирижером былинно-повествовательный характер этого произведения.

Руководство оркестром Ельцин начал с возобновления «Князя Игоря» Бородина (1954) и «Руслана и Людмилы» Глинки (1954). В последней он раскрыл все купюры и отказался от многих традиционных темпов: опера предстала в новом музыкальном качестве. Такое же «аналитическое» переосмысление Ельцин предпринял и по отношению к опере «Дон-Жуан» В. Моцарта (1956), но нужно признать, что русская классика «глинкинско-кучкистской» линии оказалась ему более близкой.

Эдуард Петрович Грикуров В 1956 году Ельцина сменил на посту главного дирижера Эдуард Петрович Грикуров. Главным дирижером Грикуров пробыл до 1960 года. В основном его деятельность до прихода в театр (и после) протекала в МАЛЕГОТе (с 1944 по 1956 и с 1964 по настоящее время), и по характеру его дарования именно камерные формы оперного жанра были ему наиболее близкими. Последнее и определило то обстоятельство, что этот талантливый художник вскоре вернулся в Малый оперный театр.

Наиболее крупные работы Грикурова в Кировском театре — «Кармен» Ж. Бизе (1956), «Бал-маскарад» Д. Верди (1957). Его намерение возобновить «Леди Макбет» Д. Шостаковича, несправедливо изгнанную из репертуара советских оперных театров в 1936 году, осталось неосуществленным. Из балетов значительной удачей Грикурова была постановка «Тропою грома» К. Караева в 1958 году.

Последующие годы вслед за уходом Грикурова характеризовались пестрой сменой главных дирижеров: в 1960—1961 — снова Ельцин, затем Климов (1961 — 1963).

Большой заслугой Ельцина в период его второго пребывания на посту главного дирижера было осуществление постановки оперы Прокофьева «Семен Котко» (11 июня 1960 г.) и возобновление «Дуэньи», которая ныне идет под названием «Обручение в монастыре» (9 июня 1961 г.). Крупнейшей работой Климова был «Лоэнгрин» Вагнера (23 марта 1962 г.).

С 1963 года музыкальное руководство театром стал осуществлять талантливый, вдумчивый дирижер Д. Далгат, до того проявивший себя с хорошей стороны в симфоническом дирижировании. Под его руководством осуществлены оперы «Питер Граймс» Бриттена, «Волшебная флейта» Моцарта, а также оперы советских композиторов — «Кружевница Настя» В. Трамбицкого, «Оптимистическая трагедия» и «Анна Снегина» А. Холминова.

В январе 1967 года в театр пришел народный артист СССР К. Симеонов. В прошлом Симеонов — воспитанник Ленинградской консерватории, ученик А. Гаука и И. Мусина. Окончил консерваторию он в 1936 году и первоначально специализировался на симфоническом поприще. После Отечественной войны Симеонов обосновался в Киеве как дирижер Государственного оркестра Украинской ССР. В 1961 году ему было поручено художественное руководство Киевским театром оперы и балета. Дирижер с громадным опытом, с первых же спектаклей в театре имени С. М. Кирова он выказал инициативность, творческий темперамент, богатство фантазии в трактовке образов и в интерпретации музыки. Симеонову присуща непосредственная эмоциональность, которой он заражает и исполнителей. Сценическое действие у него оживает, оркестр приобретает импульсивность и динамику. За всем ощущается музыкант незаурядного дарования, причем не камерных форм, а именно большого концертного и оперного стиля, с укрупненными деталями, театрализованной подчеркнутостью, выпуклостью нюансов.

Л. Н. Раабен. «Дирижеры», 1967 год

← в начало | продолжение →

Оркестр

История симфонического оркестра неразрывно связана со всей двухсотлетней историей театра, с именами великих русских музыкантов.

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →