Дирижёры Мариинского театра
1917—1967
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
Из концертмейстеров оркестра в балетные дирижеры выдвинулся Е. Дубовской. Это был музыкант очень опытный и гибкий. Оркестр у него звучал корректно, слитно, чему безусловно помогало его знание специфики оркестрового исполнения, многолетний концертмейстерский стаж.
Он был рядовым дирижером, которому, однако, нельзя отказать в крепком профессиональном мастерстве и отменном чувстве танцевальной природы жанра. Спектакли, где он участвовал, проходили гладко, уверенно, четко. Дубовской дирижировал премьерой балета «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого (1940) и сумел создать непритязательное, привлекательное по театрализованности оркестровое звучание.
Под руководством Дубовского прошло несколько балетов Асафьева: «Весенняя сказка» и «Милица» (1947), а также балеты Глиэра: «Медный всадник» (1949) и «Красный мак» (переименованный в «Красный цветок» — 1949). Особенно же он блеснул при постановке «Раймонды» Глазунова (1948). Серьезнейшими последними работами Дубовского были «Берег надежды» А. Петрова (премьера 16 июня 1959 г.) и «Ленинградская симфония» на музыку Шостаковича (14 апреля 1961 г.) — спектакли, вызвавшие, как известно, большой отклик своим новаторством.
Из балетных дирижеров особого внимания заслуживает П. Фельдт — всесторонне образованный музыкант, для которого балет являлся «родной стихией». В балете Фельдт был «всеяден», одинаково добротно дирижируя произведениями разных стилей и характеров. В основе его мастерства лежали скорее принципы старого дивертисментного балета. Он в общем больше подчинялся танцору, чем лепил музыкально-хореографический образ. Вместе с тем Фельдт не остался безучастным свидетелем развития драматических форм советского балета и прекрасно усвоил его новые драматургические приемы. Об этом свидетельствуют сложнейшие в музыкальном отношении балетные партитуры, отменно трактованные Фельдтом. К их числу относятся: «Гаянэ» А. Хачатуряна (1942), «Золушка» Прокофьева (1946). Музыка «Золушки» прозвучала у него с подкупающей пластичностью и изяществом, не потеряв при этом той особенной лиричности и теплоты, которые присущи этому творению композитора. Помогло, конечно, и то, что в отличие от «Ромео и Джульетты» этот балет Прокофьева более танцевален — Фельдт находился в «привычной» сфере.
Прелестный спектакль — первенец татарского балетного искусства на ленинградской сцене, длительное время пользующийся неизменным успехом,— «Шурале» с музыкой Ф. Яруллина, был также продирижирован Фельдтом, великолепно почувствовавшим его национальный колорит, непритязательную наивную лирику и яркую, картинпую фантастику. Фельдт дирижировал на премьере новой постановки балета В. Соловьева-Седого «Тарас Бульба» в 1955 году, а также принял на себя дирижирование «Спартаком» А. Хачатуряна. «Спартак» — одна из крупнейших балетных постановок Кировского театра тех лет. Заслуга Фельдта в качестве ее дирижера поистине незаурядна. Чувственная, темпераментная лирика Хачатуряна, терпкая, словно выписанная масляными красками, темброво богатая партитура раскрылись в их истинном характере.
Фельдт был великим тружеником, и количество продирижированных им спектаклей огромно.
Более двух десятков лет бессменным руководителем сценического оркестра театра является Б. Анисимов, опытный дирижер, превосходный музыкант, отличающийся высокими профессиональными качествами.
В 50-х годах в театр пришло несколько молодых дирижеров. Здесь начинали свою деятельность Э. Тонс, впоследствии руководитель Рижского оперного театра, Ю. Гамалей и В. Калентьев. Гамалей хорошо зарекомендовал себя первой постановкой «Каменного цветка» Прокофьева (1957), получившей заслуженное признание и оцененной как один из шедевров советской хореографии. Калентьевым была осуществлена постановка оперы «Вертер» Массне (1963); у него обширный репертуар, включающий большое количество произведений русской оперной классики.
За последние годы за дирижерским пультом появились В. Широков и В. Федотов, успешно проявившие свои индивидуальные черты: у Широкова больше сказывается тяготение к объемным построениям, к монументальности; у Федотова преобладает лирическое начало, особенно ярко выявившееся при возобновлении прокофьевской «Золушки».
Театр находится ныне в руках молодых, полных творческих сил дирижеров. На них возложена почетная задача сохранения его лучших художественных традиций и завоевания новых творческих рубежей.
Л. Н. Раабен. «Дирижеры», 1967 год