На оперной сцене О тех, кого не видит зритель Балетные спектакли за полвека Режиссёры

Дирижёры Мариинского театра

1917—1967

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

С 1932 года Гаука сменяет на посту балетного дирижера его ученик Евгений Александрович Мравинский, проработавший в театре до 1938 года. Мравинский был зачислен в театр первоначально в качестве дирижера-ассистента по балетным спектаклям осенью 1931 г. До того он несколько лет проработал в театре статистом и пианистом-концертмейстером. Его первая дирижерская «премьера» осуществилась 20 сентября 1932 года («Спящая красавица»).

Именно при Мравинском наступает расцвет ленинградского балета. Мравинский дирижировал преимущественно балетами, хотя иногда пробовал силы и в операх («Мазепа» Чайковского, пост, в феврале 1937 г.) и блестяще проявил себя при возобновлении классических балетов Чайковского.

Балеты Чайковского он мыслил как симфонически-обобщенные действия. «Он обозначил крупными линиями контуры большой музыкальной формы, достигая этого путем обоснованной — на больших пространствах — планировки темпо-динамики, расстановки своевременных цезур, продуманного противопоставления характера исполнения контрастных и сопоставления родственных друг другу номеров, не столько чередующихся, сколько льющихся единым потоком, осмысленной разметки частичных кульминаций и явственного обозначения единой, главной кульминации в каждой картине». (В. Богданов-Березовский. Советский дирижер, стр. 52—53.)

«Лебединому озеру» (1933) он придал исключительную симфоническую цельность, что еще усилилось в «Щелкунчике», музыку которого он трактовал как глубокое драматическое действие. «Детский» балет приобрел у Мравинского углубленно-психологизированное, философское содержание; музыка звучала с проникновенной серьезностью и строгой сдержанностью.

30-е годы были богаты блестящими балетными постановками, причем ряд дирижеров активно участвовал в преобразовании этого жанра. Среди них именно Мравинскому принадлежит определяющая роль. Расцвет драмбалета потребовал коренного переосмысления музыкальной драматургии не в меньшей мере, чем хореографии. Балеты Асафьева «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии» подготавливали эту реформу, завершенную «Ромео и Джульеттой» Прокофьева.

Мравинским как дирижером балета были осуществлены постановки таких балетов Б. Асафьева, как «Бахчисарайский фонтан» (28 сентября 1934 г.), «Утраченные иллюзии» (3 января 1936 г.). «Несомненно, инициативе Мравинского был много обязан этот спектакль, совсем необычный по методам творческого воплощения, спектакль большой этической темы и глубокой философской мысли, в котором исторический фон раскрывался весьма условно». (В. Богданов-Березовский. Советский дирижер, стр. 66.)

«Сборной» музыке балета «Утраченные иллюзии» Мравинский сумел придать цельность и даже известную «симфоничность».

Дирижируя балетами, Дранишников, Гаук, Мравинский добивались единой линии драматизации и симфонизации балетного жанра. Их усилия, сложившись в прочно завоеванные принципы современного балетного дирижирования, позволили И. Шерману раскрыть драматическую сущность партитуры «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Премьера балета состоялась в 1940 году.

Для первого прочтения такой сложной партитуры Шерман сделал это блистательно, хотя наиболее ярко у него получились не лирические, а массовые сцены. Зажигательные ритмы, бурная динамика, красочность оркестра, картинная его театрализованность представляли собой большую победу молодого дирижера. Шерман умело оттенял танцевальность в действенной пантомиме, и его ансамбль с постановщиком-балетмейстером Лавровским был безукоризненным.

Л. Н. Раабен. «Дирижеры», 1967 год

← в начало | продолжение →

Оркестр

История симфонического оркестра неразрывно связана со всей двухсотлетней историей театра, с именами великих русских музыкантов.

читать дальше →

Созидатели танца

Классический балет — не только искусство танцовщиц и танцовщиков; это в огромной степени и талант хореографа, создателя танцевально-пластических образов, сочинителя «немых поэм», которые по красоте и силе не уступают живому слову...

читать дальше →

Художники

Опера, балет без декораций, костюмов, специальной «световой партитуры» не воспринимается как театральное произведение и становится концертом...

читать дальше →